Page 128 - Cosmo Lady
P. 128
dosug_04_2011 25.03.2011 9:11 Page 128
ка, у которого в числе защитных приёмов от злых сил
был и такой, как отвлечение их внимания посредством
обмана. Распускаемый слух, вероятно, и имел целью
отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять
их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов очень
верили в силу подобных действий. Один из хозяев коло-
кольного завода в своих воспоминаниях писал, что «ост-
роумные изобретатели таких слухов получали хороший
гонорар за свои сочинения».
Кстати, интересна и дальнейшая судьба подобных рос-
сказней. Так, если колокол получался удачным, то тогда
следовало опровержение слуха: мол, это на таком-то заво-
де колокол слили, очень звонкий получился. А если же не
очень, то в выдумке не признавались, и тогда слух пере-
ходил в легенду.
Некоторые такие колокольные выдумки сохранились в
записках современников, и потому сегодня мы имеем
возможность оценить, во что же верили, на что «велись»
наши предки и что их впечатляло. Часть «легенд» была
довольно-таки примитивна. Например, бродила из дома
в дом какая-нибудь бабушка-странница и всем рассказы-
вала: «Появился человек мохнатый, и рога, как у чёрта.
Есть не просит, а в люди показывается по ночам; моя
кума сама видела. И хвост торчит из-под галстука.
Поэтому-то его и признали, а то никому бы невдогад».
Но иногда были истории и интереснее. Вот, скажем,
одна из таких: «В одной церкви, на Покровке, венчал свя-
щенник жениха с невестой, но, как повёл их вокруг ана-
лоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из
окон церковного купола и опустились на наружные кре-
сты, утверждённые на главах церкви и колокольни.
Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра.
Они росли и воспитывались в разных местах, никогда не
видали друг друга, случайно встретились, приняли род-
ственное влечение друг к другу за любовь; беззаконный
брак готов был уже совершиться, но Провидение остано-
вило его таким чудесным образом». По воспоминаниям
современников, тогда люди со всей Москвы и округи
съезжались на Покровку. И действительно, купола церкви
Воскресения, сооружённой в 1734 году, были украшены
золочёными венцами. Конечно, все тут же начинали ахать
и удивляться, при этом никому и в голову не приходило,
что эти венцы украшают церковь уже почти сто лет, а
размеры их так велики, что самые рослые новобрачные
Колокола льют могли бы спокойно разместиться в этом венце, как в
У колокольных заводчиков испокон веков завелось беседке. Позже в Москве долгое время держалась легенда,
поверье, что для удачной отливки большого колокола что венцы на церкви Воскресения поставлены потому,
необходимо пустить в народ какую-нибудь специально что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с
придуманную сказку-небылицу. И чем быстрее и дальше Разумовским. Кто знает, может, это опять какой-то коло-
она разойдётся, тем более звучным и красивым по звуча- кол лили.
нию будет отливаемый в это время колокол. Считается, Сегодня выражение «лить колокола» (то есть обманывать
что от этого и пошла поговорка «колокола льют», когда или рассказывать небылицу) практически не употребляется.
дело идёт о каком-нибудь нелепом слухе. В этой тради- Но как отголосок его осталось слово «заливать», которое
ции (традиции распускать слухи, когда льют колокола) иногда и до сих пор используется в случае, если рассказ
просматриваются отголоски старинных верований челове- собеседника вызывает сомнение в своей правдивости.
128 | COSMOLADY | апрель 2011