Page 109 - Cosmo Lady
P. 109

theme_06_2010  26.05.2010  15:53  Page 109











                     фантазиями и сновидениями виды
                     сказочных городов, изображал насе-
                     лённые биоморфными образования-
                     ми подводные миры и давал полот-
                     нам таинственные названия. Однако
                     постепенно он приходил к абстрак-
                     ционизму и в 1946-1947 гг. начал
                     создавать монументальные цветные
                     поля, которые впоследствии просла-
                     вили его, — горизонтальные «плыву-
                     щие» по поверхности полотна пря-
                     моугольники ярких, насыщенных,
                     пульсирующих цветов с расплываю-
                     щимися границами. По мнению
                     экспертов, они «являются наиболее
                     красивыми и трагическими образа-
                     ми XX века, чувственными шедевра-
                     ми». Сам художник определял своё
                     творчество как «простое выражение
                     сложной мысли».                    поле казалось растворённым в плос-
                       Последующее десятилетие Ротко    кости стены. Художник советовал
                     не изменял выбранному стилю и      рассматривать свои произведения с
                     смысл своего творчества видел не в  очень близкого расстояния — бук-
                     передаче реальности, а в том, чтобы  вально с 45 сантиметров. И тогда
                     «оживить» пространство непосред-   трепещущие чистыми светящимися
                     ственно через цвет. Полотна тех лет  красками цветовые поля поглощали
                     назывались просто — «Чёрное, фио-  отзывчивого зрителя, завораживали,
                     летовое и жёлтое на оранжевом»     гипнотизировали.
                     (1951-1952) или «Землисто-красное и  Удивление, трепет, ассоциации...
                     зелёное» (1955).                   И равнодушие, и восторг — вот
                       К Ротко пришло признание его     какие чувства и ощущения вызыва-
                     таланта, которое принесло и серьёз-  ли у наблюдателей яркие полотна-
                     ный душевный надлом. Его называ-   эмоции Ротко. Своей живописью
                     ли абстракционистом, пишущим       он жаждал воздействовать на эмо-
                     под влиянием «живописи цветового   ции, ум и даже дух зрителя. «Когда
                     поля», а он категорически не согла-  ты пишешь большую картину, ты
                     шался с этим: «Не следует считать  находишься внутри своего пережи-
                     мои картины абстрактными. У меня   вания, — признавался художник. — Я
                     нет намерения создавать или акцен-  не интересуюсь соотношением цвета
                     тировать формальное соотношение    или формы либо чего-то ещё. Мне
                     цвета и места. Я отказываюсь от ес -  интересно выражать главные челове-
                     тественного изображения только для  ческие эмоции — трагедию, обречён-
                     того, чтобы усилить выражение      ность и так далее. И тот факт, что
                     темы, заключённой в названии». Его  многие люди рыдают при виде моих
                     интерес как художника состоял в    картин, доказывает, что я передаю
                     «выражении древнейших человечес -  эти главные человеческие эмоции...»
                     ких понятий и эмоций — трагедии,     С конца 1950-х годов Ротко соз-
                     экстаза, смерти». Чтобы у зрителя не  давал монументальные композиции
                     оставалось сомнений в метафизич-   для украшения зданий. В то же
                     ности его полотен, на выставках Рот -  время он переходит от светлых кра-
                     ко применял приглушённый свет —    сок на полотнах к тёмным тонам
                     и цветные поля словно парили, зави-  красного, коричневого и чёрного
                     сали в бесконечном пространстве.   цветов. В 1958-м получает заказ на
                     Кроме того, у картин отсутствовали  создание декоративных панно для
                     рамки, благодаря чему цветовое     небоскрёба Seagram distillers и

                                                                                                      июнь 2010 |  COSMOLADY  |  109
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114