Page 109 - Cosmo Lady
P. 109
theme_06_2010 26.05.2010 15:53 Page 109
фантазиями и сновидениями виды
сказочных городов, изображал насе-
лённые биоморфными образования-
ми подводные миры и давал полот-
нам таинственные названия. Однако
постепенно он приходил к абстрак-
ционизму и в 1946-1947 гг. начал
создавать монументальные цветные
поля, которые впоследствии просла-
вили его, — горизонтальные «плыву-
щие» по поверхности полотна пря-
моугольники ярких, насыщенных,
пульсирующих цветов с расплываю-
щимися границами. По мнению
экспертов, они «являются наиболее
красивыми и трагическими образа-
ми XX века, чувственными шедевра-
ми». Сам художник определял своё
творчество как «простое выражение
сложной мысли». поле казалось растворённым в плос-
Последующее десятилетие Ротко кости стены. Художник советовал
не изменял выбранному стилю и рассматривать свои произведения с
смысл своего творчества видел не в очень близкого расстояния — бук-
передаче реальности, а в том, чтобы вально с 45 сантиметров. И тогда
«оживить» пространство непосред- трепещущие чистыми светящимися
ственно через цвет. Полотна тех лет красками цветовые поля поглощали
назывались просто — «Чёрное, фио- отзывчивого зрителя, завораживали,
летовое и жёлтое на оранжевом» гипнотизировали.
(1951-1952) или «Землисто-красное и Удивление, трепет, ассоциации...
зелёное» (1955). И равнодушие, и восторг — вот
К Ротко пришло признание его какие чувства и ощущения вызыва-
таланта, которое принесло и серьёз- ли у наблюдателей яркие полотна-
ный душевный надлом. Его называ- эмоции Ротко. Своей живописью
ли абстракционистом, пишущим он жаждал воздействовать на эмо-
под влиянием «живописи цветового ции, ум и даже дух зрителя. «Когда
поля», а он категорически не согла- ты пишешь большую картину, ты
шался с этим: «Не следует считать находишься внутри своего пережи-
мои картины абстрактными. У меня вания, — признавался художник. — Я
нет намерения создавать или акцен- не интересуюсь соотношением цвета
тировать формальное соотношение или формы либо чего-то ещё. Мне
цвета и места. Я отказываюсь от ес - интересно выражать главные челове-
тественного изображения только для ческие эмоции — трагедию, обречён-
того, чтобы усилить выражение ность и так далее. И тот факт, что
темы, заключённой в названии». Его многие люди рыдают при виде моих
интерес как художника состоял в картин, доказывает, что я передаю
«выражении древнейших человечес - эти главные человеческие эмоции...»
ких понятий и эмоций — трагедии, С конца 1950-х годов Ротко соз-
экстаза, смерти». Чтобы у зрителя не давал монументальные композиции
оставалось сомнений в метафизич- для украшения зданий. В то же
ности его полотен, на выставках Рот - время он переходит от светлых кра-
ко применял приглушённый свет — сок на полотнах к тёмным тонам
и цветные поля словно парили, зави- красного, коричневого и чёрного
сали в бесконечном пространстве. цветов. В 1958-м получает заказ на
Кроме того, у картин отсутствовали создание декоративных панно для
рамки, благодаря чему цветовое небоскрёба Seagram distillers и
июнь 2010 | COSMOLADY | 109