Page 117 - Cosmo Lady
P. 117
theme_11_2010 24.10.2010 14:25 Page 117
тема номера
Комментарий психолога Натальи Сорокиной
Как заметил Г. В. Плеханов, «человек живёт в обществе, влияние которого на его
характер и привычки бесконечно сильнее непосредственного влияния природы». То
есть применительно к тематике образования такого явления, как стереотип, можно с
уверенностью сказать: «Не виноватые мы! Они сами приходят». Приходят... и не ухо-
дят. Просто заменяются другими, вытесняются более привлекательными «собрать-
ями». Но вот роль природы в этом процессе я бы всё-таки не преуменьшала...
Явление первое. Стереотип патологический видят жизнь без прикрас, романтизмом не опьянены,
Посмотрите на ягуара в клетке. Он создан природой, хорошо понимают, как тяжело достаётся успех, и зача-
чтобы бегать с головокружительной скоростью, охотить- стую предпочитают хорошую прибыльную должность
ся, нападать. Ограничение в движениях, пространстве, эфемерным мечтам о счастье.
способе реагирования (в науке это называется «деприва-
цией») заставляет животное переживать страшный дис- Явление третье, заключительное.
комфорт. Чтобы как-то помочь справиться с этими пере- Стереотип идеологический
живаниями, психика находит решение: животное Наша привычка всё упрощать, то есть сокращать про-
движется, совершает бесцельные ритмические перемеще- цесс познания и понимания для ускорения способности
ния, бессмысленные и абсолютно не поддающиеся конт- принимать решения, подчас ограничивает общественное
ролю. Люди поступают так же, когда в силу душевных поведение до набора простейших, часто неадекватных
травм, неврологических болезней, стрессов начинают эмоциональных реакций. Это позволяет легко и непри-
повторять набор движений или поведенческих форм, не нуждённо манипулировать сознанием отдельных людей
приводящих к определённой конкретной цели. Можно или общественных слоёв. Уравнение манипулирования до
подёргивать головой, покашливать, грызть ногти, навяз- смешного простое: первое слагаемое — знание (информа-
чиво повторять одну мысль по десять раз, раскачиваться ционный компонент), факты, обстоятельства, ситуации.
всем телом, как маятник. Наше тело выдаёт нас и просит Слагаемое второе — отношение (эмоционально-чувствен-
о помощи у окружающих: «Смотрите, я не такой, как ный и оценочный компонент). Во второй части уравне-
все, у меня неприятности, помогите, SOS!» И зачастую ния после знака равенства всё с точностью до наоборот:
только так человек может привлечь внимание окружаю- эмоциональный отклик на предложенный сюжет плюс
щих или близких к себе. вывод, мнение, закреплённое в нужном штампе (чего и
требовалось достичь). Магия стереотипа содержится в его
Явление второе. Стереотип культурный структуре: в нём есть центр (ключевое слово, пароль, так
Безусловно, месье Кот в сапогах и синьор Лучок (он сказать) и периферия. Большинство стереотипов метафо-
же Чиполлино) незаменимы как примеры фольклорной ричны. Стоит произнести только «валютный коридор»
стереотипии. Лингвисты и культурологи, объединив свои или «свободный рынок», как включаются автоматические
усилия и создав такой предмет, как лингвокультура этно- процессы домысливания, рисования картины («какое
са (то есть речевыразительные стереотипы и привычки оно?») А как реагирует бурно фантазия на эвфемизмы
народов), взяли и проанализировали наиболее часто наподобие «сжатие денежной суммы»?!
повторяющиеся выражения в сказках разных народов (в
частности, французов и итальянцев). В итоге у них полу- В качестве завершения
чился «речевой» психологический портрет этих народов. Риторические задачи стереотипов достигаются всегда —
Выяснилось, что для французов в целом очень актуален быстро, сжато дать основное, эмоционально воздействовать,
вопрос поиска любви, в коем процессе они изобретатель- без подготовки захватить, дать актуальное, подчеркнуть.
ны, умны, смелы и романтичны, хотя нередко проявляют Но не будем забывать, что символизм и мифологич-
просто неудержимое стремление к безнадёжным и нераз- ность, с которыми подаются события сегодняшнего дня в
решимым ситуациям, показывают чудеса ловкости для их лентах новостей, подборках рекламных роликов, — это
преодоления, способны к изящному и изощрённому хлеб журналистов, ведущих и политиков. А стереотипии в
обману, если это необходимо для дела. А вот итальянцы поведении больных людей — крик о помощи и попытка
удивили тем, что дух революционеров в их националь- заглушить душевную боль. И без стереотипов культурных
ном характере никуда не испарился и по-прежнему остро не понять национального характера. Главными ориентира-
стоит проблема взаимоотношений обычного рядового ми во всём этом театральном мире пусть служат здравый
горожанина, крестьянина и власть имущих. Итальянцы смысл, юмор, самообладание и образованность.
ноябрь 2010 | COSMOLADY | 117