Page 117 - Cosmo Lady
P. 117

theme_11_2010  24.10.2010  14:25  Page 117





                                                                                                    тема номера




                     Комментарий психолога Натальи Сорокиной


                       Как заметил Г. В. Плеханов, «человек живёт в обществе, влияние которого на его
                     характер и привычки бесконечно сильнее непосредственного влияния природы». То
                     есть применительно к тематике образования такого явления, как стереотип, можно с
                     уверенностью сказать: «Не виноватые мы! Они сами приходят». Приходят... и не ухо-
                     дят. Просто заменяются другими, вытесняются более привлекательными «собрать-
                     ями». Но вот роль природы в этом процессе я бы всё-таки не преуменьшала...


                     Явление первое. Стереотип патологический            видят жизнь без прикрас, романтизмом не опьянены,
                       Посмотрите на ягуара в клетке. Он создан природой,  хорошо понимают, как тяжело достаётся успех, и зача-
                     чтобы бегать с головокружительной скоростью, охотить-  стую предпочитают хорошую прибыльную должность
                     ся, нападать. Ограничение в движениях, пространстве,  эфемерным мечтам о счастье.
                     способе реагирования (в науке это называется «деприва-
                     цией») заставляет животное переживать страшный дис-  Явление третье, заключительное.
                     комфорт. Чтобы как-то помочь справиться с этими пере-  Стереотип идеологический
                     живаниями, психика находит решение: животное           Наша привычка всё упрощать, то есть сокращать про-
                     движется, совершает бесцельные ритмические перемеще-  цесс познания и понимания для ускорения способности
                     ния, бессмысленные и абсолютно не поддающиеся конт-  принимать решения, подчас ограничивает общественное
                     ролю. Люди поступают так же, когда в силу душевных  поведение до набора простейших, часто неадекватных
                     травм, неврологических болезней, стрессов начинают  эмоциональных реакций. Это позволяет легко и непри-
                     повторять набор движений или поведенческих форм, не  нуждённо манипулировать сознанием отдельных людей
                     приводящих к определённой конкретной цели. Можно    или общественных слоёв. Уравнение манипулирования до
                     подёргивать головой, покашливать, грызть ногти, навяз-  смешного простое: первое слагаемое — знание (информа-
                     чиво повторять одну мысль по десять раз, раскачиваться  ционный компонент), факты, обстоятельства, ситуации.
                     всем телом, как маятник. Наше тело выдаёт нас и просит  Слагаемое второе — отношение (эмоционально-чувствен-
                     о помощи у окружающих: «Смотрите, я не такой, как   ный и оценочный компонент). Во второй части уравне-
                     все, у меня неприятности, помогите, SOS!» И зачастую  ния после знака равенства всё с точностью до наоборот:
                     только так человек может привлечь внимание окружаю-  эмоциональный отклик на предложенный сюжет плюс
                     щих или близких к себе.                             вывод, мнение, закреплённое в нужном штампе (чего и
                                                                         требовалось достичь). Магия стереотипа содержится в его
                     Явление второе. Стереотип культурный                структуре: в нём есть центр (ключевое слово, пароль, так
                       Безусловно, месье Кот в сапогах и синьор Лучок (он  сказать) и периферия. Большинство стереотипов метафо-
                     же Чиполлино) незаменимы как примеры фольклорной    ричны. Стоит произнести только «валютный коридор»
                     стереотипии. Лингвисты и культурологи, объединив свои  или «свободный рынок», как включаются автоматические
                     усилия и создав такой предмет, как лингвокультура этно-  процессы домысливания, рисования картины («какое
                     са (то есть речевыразительные стереотипы и привычки  оно?») А как реагирует бурно фантазия на эвфемизмы
                     народов), взяли и проанализировали наиболее часто   наподобие «сжатие денежной суммы»?!
                     повторяющиеся выражения в сказках разных народов (в
                     частности, французов и итальянцев). В итоге у них полу-  В качестве завершения
                     чился «речевой» психологический портрет этих народов.  Риторические задачи стереотипов достигаются всегда —
                     Выяснилось, что для французов в целом очень актуален  быстро, сжато дать основное, эмоционально воздействовать,
                     вопрос поиска любви, в коем процессе они изобретатель-  без подготовки захватить, дать актуальное, подчеркнуть.
                     ны, умны, смелы и романтичны, хотя нередко проявляют   Но не будем забывать, что символизм и мифологич-
                     просто неудержимое стремление к безнадёжным и нераз-  ность, с которыми подаются события сегодняшнего дня в
                     решимым ситуациям, показывают чудеса ловкости для их  лентах новостей, подборках рекламных роликов, — это
                     преодоления, способны к изящному и изощрённому      хлеб журналистов, ведущих и политиков. А стереотипии в
                     обману, если это необходимо для дела. А вот итальянцы  поведении больных людей — крик о помощи и попытка
                     удивили тем, что дух революционеров в их националь-  заглушить душевную боль. И без стереотипов культурных
                     ном характере никуда не испарился и по-прежнему остро  не понять национального характера. Главными ориентира-
                     стоит проблема взаимоотношений обычного рядового    ми во всём этом театральном мире пусть служат здравый
                     горожанина, крестьянина и власть имущих. Итальянцы  смысл, юмор, самообладание и образованность.


                                                                                                     ноябрь 2010 |  COSMOLADY  |  117
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122