Page 103 - Cosmo Lady
P. 103
theme_11_2011 26.10.2011 12:03 Page 103
тема номера
Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть
выходы, уходы, И каждый не одну играет роль
Уильям Шекспир
Э ту цитату из «Как вам это понравится» (As бы всё прошло замечательно, а вот жизни в спектакле
You Like It) Уильяма Шекспира я всё же риск-
практически не было. Но опять же — всё очень субъек-
тивно. И, возможно, кто-то почувствовал что-то глубокое,
нула поставить эпиграфом к своей статье,
наблюдая за происходящим на сцене. Другие эмоции
несмотря на некую затёртость и заезженность
вызвал спектакль «Salida Cruzada, или 8 Шагов танго» (из
фразы. На первый взгляд всё это всем и так
репертуара Театра на Печерске). Красиво, но тем не
давно известно, понятно... За свою жизнь мы
успеваем надеть сотни масок, сыграть тысячи
ролей, испытать миллион чувств и эмоций. В супермар- менее жизненно. Четыре пары. Четыре истории любви.
Любовь и предательство. Дружба и обман. Страсть и
кете мы переборчивые покупатели, на работе — исполни- измена. Всё опять сводится к тому же Шекспиру.
тельные сотрудники или требовательные начальники, Кажется, человечество ничего нового не придумало.
дома — нежные жёны (мужья) и заботливые родители. Но Ничего не изменилось во взаимоотношениях между муж-
порой играть главную роль в выбранном спектакле чиной и женщиной. Мир такой же, какой был и тысячу
Жизни становится невыносимо. И кажется, проще сме- лет назад. Это с одной стороны. А с другой — ничего не
нить режиссуру пьесы, чем отказаться от выбранной вечно, и всё подвластно распаду. И всё тысячу раз меня-
роли. Играя, главное — не заиграться. Но парадокс лось, преображалось, интерпретировалось. Так, если взять
состоит в том, что именно эти «игровые банальности» и античный мир, то профессия актёра в Древней Греции
наполняют нашу жизнь смыслом. считалась престижной, а в Риме — позорной. Женщинам
Да уж, жизнь — это театр. Но есть и обратная сторона: (кроме гетер) запрещено было посещать комедийные
театр — это такая же жизнь, только поданная в концент- спектакли, актёры играли свои роли в огромных масках
рированном виде. Вспомните хотя бы Островского — все и на котурнах. Декорации не использовали. В репертуаре
его пьесы были призваны отразить реальную жизнь, с её театра было всего два жанра — трагедия и комедия.
проблемами, непониманием, бытовыми вещами, глу- Сегодня всё по-другому, всё иначе. Теперь актёр — почи-
постью... Всё было до боли жизненно. А Чехов?! Многие таемый всеми человек. Театр — элитарное искусство.
на спектаклях по его пьесам скучают. Да что там зритель! Режиссёр — гений. А публика? Публике, как и раньше,
Кажется, что и герои этих пьес сами нудятся. Нам ведь нужно только хлеба и зрелищ. В этом, к сожалению, мы
в жизни часто бывает тоже скучно. А рецепты борьбы со соблюдаем постоянство не одно столетие.
скукой у каждого свои. Кто-то от тоски записывается на Задумывались ли вы над тем, почему эмблемой театра
курсы модельеров, а кто-то — распивает бутылку с прия- выступают две маски: одна — печальная, другая — радост-
телем. В первом случае в перспективе вы можете стать ная? Эмоции принято делить на позитивные и негатив-
художником по костюмам одного из киевских театров, а ные, — скажете вы. Но ведь иногда плачешь от радости и
во втором — безнадёжным алкоголиком, устраивающим неистово смеёшься от невыносимой боли. Получается,
театральные действа своим соседям. Со временем и пер- возможны полутона. Мне кажется, всё дело в желании
вое, и второе может стать вашим смыслом жизни. актёров показать на контрасте плюсы и минусы мира, в
Кстати, известная актриса Рената Литвинова о смысле котором мы живём. Пусть даже утрированно и где-то
жизни как-то сказала: «Каждый этот смысл выдумывает гиперболизированно. В итоге всё сводится к тривиально-
для себя сам. Для меня смысл жизни — это любить кого- му делению на чёрное и белое, добро и зло, своих и
нибудь. А если не дано испытать любовь — не стоит роп- чужих, красивых и уродливых, etc. И прочим банально-
тать...» Любовь — одна из главных тем многих спектаклей. стям, о которых уже упоминалось. Но мир и не чёрный,
Каждый режиссёр по-своему трактует эту вечную тему. и не белый. Он разноцветный. Проблема лишь в том,
Помню, как-то пришла в Театр на Подоле, чтобы какой превалирующий цвет вы выбираете лично для
посмотреть постановку «Мастер-класс Марии Каллас». себя. Я люблю яркие оттенки. Но иногда мне хочется
Обожаю голос этой прекрасной оперной певицы, сочув- печально-серого или яростно-красного. А вам?
ствую её непростой и трагической судьбе. В жизни этой Театральное действо может быть разыграно где угодно
гениальной женщины было много любви. Много страда- и как угодно. Вопрос лишь, насколько выбранные нами
ний из-за любви. Много ошибок в результате любви. С роли отвечают нашим реальным потребностям и жела-
уважением отношусь к труду актёров и режиссёра-поста- ниям? Может, стоит изменить роль (ну хотя бы на один
новщика, которые работали над спектаклем. Но из стен день!), посмотреть на реакцию окружающих людей и
театра вышла разочарованной. Чего-то не хватило. Вроде понять, что жизнь прекрасна?!
ноябрь 2011 | COSMOLADY | 103