Page 25 - 122020
P. 25

cl-style_12-2020  09.12.2020  12:21  Page 25





                                                                                                             CL style




                     Инна Станишевская
                     ЗООГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА БАЛАНСА


                     ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

                       Фауна — это такие же земляне, как и мы, и отношение общества к животным,
                     как к более слабым существам, — это чёткий показатель моральной эволюции
                     нашей цивилизации. Так почему же человек зачастую так жесток к ним? Наша
                     главная героиня — Инна Станишевская — соосновательница движения под
                     названием «Зоогуманизм»



                       Инна, расскажите об этом движении подробнее.
                       Термин «гуманизм» имеет вполне конкретное значение
                     отношения к человеку как к высшей ценности, тем не
                     менее он не просто содержательно видоизменяется, а
                     весьма расширяет контекст своего употребления, давно
                     распространив его и на всех чувствующих живых существ.
                     В своих отношениях с животными, как и с живой приро-
                     дой вообще, человек прошёл сложный путь — от поклоне-
                     ния и обожествления до покорения и потребительского
                     отношения, от агрессии и насилия до идеи заботы. Однако,
                     как бы ни просматривалась динамика подобных взаимо-
                     отношений в сторону принципов биоцентризма, всё же до
                     понимания и утверждения идеи равноправия всего живого,
                     ответственности за всё живое ещё очень далеко.
                       Безразличие к судьбам животных, жестокость в обра-
                     щении с ними становятся нормой поведения человека
                     уже в Римской империи, где для поддержания боевого
                     духа жителей государства и воспитания нечувствительно-
                     сти к страданиям других людей организовывались массо-
                     вые зрелища убийства ни в чём не повинных животных.
                     Но в то же время находились люди, которые протестова-
                     ли против такого обращения. Плутарх считал, что убий-
                     ство животных аморально, поскольку животные беззащит-
                     ны. Он полагал, что люди должны проявлять со страдание к
                     животным, так как это отвечает принципу справедливости.
                     Период конца XVIII — начала XIX века стал переломным в
                     становлении гуманного отношения к животным и живому
                     миру. Основатель утилитаризма И. Бентам инициировал
                     новую форму борьбы против жестокого обращения с
                     животными. Будучи юристом, он обосновал необходи-
                     мость законодательной защиты животных от жестокости, в
                     результате чего в 1822 году в Англии был принят первый
                     закон о защите животных от жестокости.
                       Жестокое обращение с животными является одним
                     из самых действенных средств разрушения нравственно-
                     сти и привития преступных наклонностей.  Профессор
                     Д. Н. Кавтарадзе в 1982 году, исследуя феномен жестоко-
                     сти к животным, выяснил, что из 30 подростков, уличён-
                     ных ранее в жестокости к животным, большая часть при-
                     влекалась позднее к уголовной ответственности с лишением
                     свободы за совершённые правонарушения.  Известно,


                                                                                                    декабрь 2020  |  COSMO LADY  |  25
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30