Page 118 - Cosmo Lady
P. 118
theme_06_2010 26.05.2010 15:54 Page 118
Насколько эмоциональность важна для поэта?
На мой взгляд, поэзия по определению не может
быть неэмоциональной. Если в ней отсутствует инъ-
екция страсти, эмоции, то такая поэзия нежизнеспо-
собна. Поэтому поэт, художник, да и любой творче-
ский человек, априори очень эмоционален. Но при
этом главное — не делать культа из своих эмоций.
Поэт пишет благодаря вдохновению. А это эмоцио-
нальный ряд, божественное присутствие. Но читателя
мало интересует, было ли в это время вдохновение у
поэта. Ему важно, чтобы творчество художника вдох-
новляло его, читателя. А чтобы оно вдохновляло,
нужна мощная эмоция, мощная страсть, заложенная
в произведение.
А как вы ищете это вдохновение?
Вдохновение — это прежде всего работа. Гоголь
говорил так: «Упражняйтесь, упражняйтесь, пиши-
те». А граф В. А. Соллогуб ему перечил: «А если не
пишется?» На что Гоголь отвечал: «А ты пиши!
Надоест и напишется через пару часов». Но чтение,
восприятие такой сложной поэзии, как моей и
моих предшественников — Осипа Мандельштама,
Бо риса Пастернака, Марины Цветаевой, Владимира
Мая ковского, или прозы Кафки, Андрея Платонова —
это огромная работа сердца и души читателя. С
Эмоциональная поэзия лёту это не берётся. Это такая же работа, равная
написанию, это такой же процесс творчества. Тогда
для тебя открываются новые духовные высоты.
Александра Коротко Потому что мы смертны, но в каждом из нас есть
Бог. Это частица Его души, и она уходит на небо.
А тело наше идёт в землю. Поэтому здесь важно не
разочаровывать читателя. Например, Дон Жуан не
только соблазнял, он ещё и не разочаровывал.
Александр Коротко — поэт, член русско-
го ПЕН-центра. Его стихи переведены на Как часто вас посещает вдохновение?
Я пишу каждый день до рассвета. Ведь всё зарож-
иврит, украинский, французский, англий- дается утром. Утро — молодость дня. Поэтому на
ский, греческий, польский, хорватский свежую голову, при полной тишине идёт работа,
языки. Эта поэзия не для всех. Но если вы тогда ты способен услышать голос небес. Засыпаю я
найдёте в ней что-то своё, то влюбитесь в всегда под классическую музыку либо под джаз. У
неё бесповоротно. В 2009 году поэзия меня на работу уходит много энергии. Меня начи-
нает знобить. Я укутываюсь, слушаю музыку и засы-
Александра впервые была представлена в паю, так я восстанавливаюсь. Проходит день-два,
большом объёме в проекте «Транскрипция просматриваю написанное ранее и порой удив-
мысли» — это четыре книги: «Авраам и ляюсь, что так хорошо написал. Я понимаю, что
Исаак», «От А до Яфигизмов», «Молчаливые мне кто-то помогал.
песни», «Я не жил на земле». По его про- То есть распространённое мнение о том, что
изведениям ставят спектакли, многие его поэтам иногда нашёптывают музы, верно?
стихи положены на музыку. И эти песни Для написания произведения очень важен замысел.
звучат в исполнении Иосифа Кобзона, Замысел должен быть гениальнее самого произведе-
ния. Для меня поэзия — это только инструмент. Это
Филиппа Киркорова, Тамары Гвердцители, не первичное. Это инструмент постижения боже-
Таисии Повалий и многих других ственного. Всегда есть тайна. Тайна смысла жизни,
118 | COSMOLADY | июнь 2010