Page 120 - Cosmo Lady
P. 120
theme_06_2010 26.05.2010 15:54 Page 120
тема номера
КОММЕНТАРИЙ
ПСИХОЛОГА
Натальи
Сорокиной
П огружение в эмоциональное состояние вне контекс- истории) нагрузки усложнялись, а программы генетической
защиты устаревали. Теперь многое зависело уже не от силы
та определённой ситуации или обстоятельств её
мышц и скорости бега, а от гибкости психических возможно-
переживания — излюбленное занятие некоторых
людей. Тому примеры тысячелетние шаманские
стей (тот самый пресловутый эмоциональный интеллект).
практики камлания и жреческие культы связи с
Эмоции, изначально призванные мобилизовать организм на
душами усопших и богами. Считалось, что кон-
защиту, теперь тщательно «приручаются», воспитываются и
центрация на разного рода эмоциях помогает
подавляются, скрываются. В обществе принято уметь не
душе напрямую найти ответ, принять решение, увидеть цель встраиваются в социальный контекст. А со временем и вовсе
без познания логических структур проблемы, её проработки на показывать отрицательные эмоции: гнев, тревогу, страх,
умственном уровне. То есть потребность некоторых людей враждебность. Но организм трудно обмануть: появившаяся
пребывать в трансовых состояниях настолько сильна, что эмоция (гнева, например), подавленная в проявлении, непока-
малейшая остановка и «разглядывание» собственных эмоций занная в поведении, совершенно не может быть устранена на
чревато прямо-таки «проваливанием» в глубины своего сложно- физиологическом уровне, процесс её формирования и течения
го эмоционального состояния. Тогда конкретика жизни ста- продолжается в вегетативной нервной системе. Можно пред-
новится неинтересна, пресна и даже пошла, а внутренние глу- ставить такую картину: человек разозлился, внешне удержал-
бины с их переливами и фантастическими ощущениями ся от всяческих реакций, но нервная система работает как
удерживают внимание настолько долго, насколько позволяет при агрессивной физической атаке. И в итоге — к органам и
окружающая среда с её раздражителями. Одним это даётся частям тела, отвечающим за настоящую реакцию, будь то
легко, как будто они живут параллельно в этом мире и поту- сжимание кулаков, удары, громкие крики, приходит из мозга
стороннем, другим нужно долго тренироваться и воспиты- искажённый ответ. Происходит сбой, поломка организма.
вать своё непокорное внимание, не желающее покидать люби- Напрашивается вывод, что выражать эмоции наоборот
мую реальность. Подобные трансовые состояния, лежащие в полезно для здоровья и естественно. Конечно, лучше не
основе глубоких эмоциональных переживаний, обладают огром- копить и выразить, чем подавить и пострадать. Но... приро-
ной очаровывающей силой, способной как поднять человека на да нашей слишком сложной социальной жизни и свойства
вершины творческих открытий, так и повергнуть его во мрак утончённой психики подвергают нас другим испытаниям. И
психического заболевания. Марк Ротко (статья «Чистые крас- в этом, как ни грустно, принимает активное участие наш
ки, чистые эмоции») — яркий пример художника, который раз- друг и товарищ — память. Наша память — это всегда эмо-
вил в себе способность жить исключительно чувствами и пере- ции. Чем ярче эмоции, тем крепче и дольше мы помним собы-
давать в цвете чистые эмоции. Что получилось из этого? тие. Самые яркие эмоции связаны со стрессами. Вот так
Художник всё больше уходил из мира отношений и обыденно- наша память надёжно закрепляет пережитое стрессовое
сти, позволив депрессии захватить себя целиком. состояние, образуя так называемые энграммы, отпечатки,
Так ли безобидна насыщенная эмоциональная жизнь? следы. Накапливаясь, энграммы срабатывают, как спусковые
Многие примеры гениальных, талантливых и просто способ- механизмы. Стоит только вспомнить подавленную эмоцию,
ных людей, привыкших выкладываться в работе на «все 100», и всё может взорваться...
позволяют серьёзно задуматься об этом. Во-первых, какую Творческие люди, сильно переживающие свои роли, картины,
роль эмоции играют в существовании человека? А во-вторых, сюжеты, рискуют снова и снова погружаться в те эмоциональ-
какой отпечаток несёт форсирование, усиление сферы чувствен- ные состояния, связанные с рождением своих «детищ». Даже
ного реагирования на его жизнь? если рождение шедевра происходило в безмятежном покое духа,
В ходе эволюции человек приобрёл присущие ему как биологи- сомнения и трепетное чувство к творению будут жить внут-
ческому виду гибкость, подвижность, способность приспосабли- ри самого творца. Ведь только то, что создано «чистыми
ваться к колебаниям температуры, определённые характери- красками чистых эмоций», способно дарить боль понимания и
стики органов чувств. Затем (по мере развития человеческой радость исцеления.
120 | COSMOLADY | июнь 2010