Page 132 - Cosmo Lady
P. 132
dosug_06_2011 26.05.2011 9:37 Page 132
Валентин Русу:
«ЖИЗНЬ — БОРЬБА,
А ТВОРЧЕСТВО —
ЭТО БОРЬБА В КВАДРАТЕ»
Молдавский художник с мировым именем
Валентин Русу — плоть от плоти своей род-
ной земли, но говорящий языком Вселенной.
Он сдержан и страстен одновременно.
Кажется, что он работает по чётко выверен-
ной методике и в то же время непредсказуем,
как сама жизнь. Его внутренний театр надёж-
но спрятан от постороннего наблюдателя, но
в портретах, написанных его рукой, у модели
Валентин Русу не остаётся шансов скрыть своё закулисье...
Я знаю, что у тебя есть удивительная серия портре- Портрет для меня прежде всего — некий образ, кото-
тов, сделанных по заказу театра. Расскажи об этом. рый должен содержать в себе именно ту зажигалку, кото-
Однажды на открытии моей персональной выставки в рой обладает сам актёр. У каждого человека есть свой
муниципальном театре Satiricus, которая, кстати, продолжа- способ зажигать публику, важно найти именно эту искру
ется до сих пор, я познакомился с людьми, которых рань- и попытаться на холсте интерпретировать её через приз-
ше видел только на экране телевизора, в знаменитых филь- му собственного видения. Актёры всегда сами чётко
мах, как, например, «Табор уходит в небо», с людьми, имя знают, есть ли результат, потому что энергию работы они
которым «актёры». В моём понимании — это каста заоблач- чувствуют моментально. «Копаясь» в глубинах человече-
ных людей. Каково же было моё удивление, когда я узнал, ской души, я в первую очередь ищу момент превраще-
что эти гиганты сцены — обычные люди, которые выгодно ния человека в актёра. Я понял, что настоящий актёр и
отличаются от остальных своей неподкупной искрен- есть настоящий человек. Невозможно сыграть по-настоя-
ностью. Режиссёр театра Санду Греку, увидев мои работы, щему сцену, не пережив её.
среди которых было много портретов, предложил идею —
создать галерею портретов «Актёры театра». Так я на два Ты схватываешь характер модели до того, как
года поселился в гримёрке народного артиста Молдовы начинаешь писать, или оставляешь место для
Михая Курагэу. И началась ежедневная работа. Я делал импровизации? У тебя не случалось так, что на
наброски каждый день. Актёры при мне жили, играли, холст «проскакивала» неожиданная для тебя
болели... У меня была редкая возможность увидеть внутрен- черта в человеке, возможно, не самая лицепри-
ний мир театра. Тогда я понял, что репетиция может быть ятная? Как ты поступал в таком случае: писал
интереснее спектакля, что без сценического грима можно правду или старался загладить острые углы, ска-
увидеть живую игру лица. Я стал их другом. Навсегда. Я зать комплимент модели?
сделал сотни набросков и написал галерею портретов. И Перед тем как начинать писать, я делаю предваритель-
был счастлив от того, что эти люди полюбили меня. ные наброски, изучая натуру. Но обычно первый набро-
сок всегда самый правильный, поскольку первичный
Актёры в качестве модели для художника отли- искренний интерес — основополагающий фактор моего
чаются от «обычных» людей? Их сложнее писать? творчества. Набросок делается в течение 10 минут. После
Актёры в отличие от обычных людей не маскируются. этого до окончания работы мне необходимо присутствие
Актёр — это умный человек, который понимает, что человека лишь для того, чтобы видеть его удивлённые
настоящее искусство основывается только на настоящих глаза и внутреннюю энергию. Чьи портреты писать, я
чувствах. И писать актёров, мне кажется, намного проще. всегда выбирал сам. Для меня портрет как любовь: если
я не чувствую контакта с натурой — браться за дело не
Что для тебя портрет человека? Что ты ищешь, имеет смысла. Я очень рад, что люди, которых я написал,
«копаясь» в глубинах человеческой души? гордятся моими работами.
132 | COSMOLADY | июнь 2011