Page 91 - Cosmo Lady
P. 91

theme_11_2010  24.10.2010  14:24  Page 91





                                                                                                    тема номера




                       Картина мира. Чистая, как лесное озеро. Нетронутая сомнениями, предрассуд-
                     ками и ложью. Мы бы хотели нарисовать этот пейзаж с натуры, если бы знали, где
                     спрятаны те волшебные очки, которые помогут её разглядеть. Но пока мы в
                     поисках истины блуждаем по лесу сомнений, миром правят стереотипы



                             се мы находимся в плену    ри», «индус сидит на гвоздях, ездит
                    В        кие дети не избежали этой  деет «Камасутрой». Правда, бред? Но
                                                        на работу на слоне и виртуозно вла-
                             стереотипов. Даже малень-
                                                        эти штампы невероятно устойчивы,
                             участи. Не верите? С малых
                             лет нам внушают: «если бу -
                                                        несмотря на то, что мир благодаря
                                                        новейшим технологиям сократился
                             дешь плохо кушать — не
                             вырастешь», «девочки долж-
                                                        стали много путешествовать. Тем не
                     ны быть послушными», «выражать     до невероятных размеров, а мы
                     открыто свои мысли неприлично» и   менее, отправляясь в ту или иную
                     так далее. Вступив в период отроче-  страну, мы ожидаем увидеть именно
                     ства, мы попадаем под новые стан-  то, что с детства рисовали в своём
                     дарты общественного мнения, и всё  воображении. При этом очень оби-
                     становится ещё запутаннее: «быть как  жаемся, когда иностранцы, узнав,
                     все — плохо/быть не как все — пло -  что мы из Украины, непременно
                     хо», «носить розовое — модно/носить  приветствуют нас возгласом «О,
                     розовое — не модно, «быть худым —  Чавченко!» и ждут, когда же мы нач-
                     красиво/быть худым — безобразно»...  нём есть сало.
                     Не успев докопаться до сути, чтобы   Но подождите смеяться, ведь
                     составить собственное мнение о вол-  наше собственное поведение — это
                     нуемом предмете, нам уже становит-  не что иное, как постоянное следова-
                     ся не до этого, ведь на повестке дня  ние стереотипам. Причём мы об
                     новые задачи. В двадцать пять девуш-  этом даже не задумываемся, как не
                     ка должна быть замужем. Муж -      задумывались люди над этим и
                     чинами нужно восхищаться молча.    много веков назад, когда и термина,
                     Муж должен получать больше жены.   и понятия такого не было. Впервые
                     В тридцать пять кататься на роликах  термин «стереотип» в массовое соз -
                     смешно. В сорок не поступают в     нание «вживил» американский жур-
                     институт. Стереотипы, стереотипы...  налист Уолтер Липпман. В 1922 го ду
                     Мы находимся в их власти, даже не  он опубликовал книгу «Об  щест -
                     осознавая этого. Как не осознаём и  венное мнение», где данным словом  сами, на основе личного опыта.
                     того, что они отчаянно мешают нам  попробовал описать метод, с помо-   Например, мужчины любят блонди-
                     жить. Жить так, как хочется.       щью которого общество пытается      нок, военная форма всем к лицу,
                       А вот ещё забавный пример сте-   разделить людей на некие категории.  красивые ноги — ключ к счастью.
                     реотипного мышления. Речь идёт о   Проще говоря, общественное мне-     Третий: все стереотипы ложны, в
                     национальных стереотипах. Нужны    ние ставит «штамп» на человеке,     большей или меньшей степени (они
                     примеры, да вы и сами отыщете их   основываясь лишь на некоторых его   не опираются на действительность,
                     легко. Вот некоторые: «англичанин  характеристиках. Липпман выделил    личный опыт, а значит, не объектив-
                     ест по утрам овсянку обязательно во  четыре закона «жизни» стереотипов.  ны). Четвёртый закон: стереотипы
                     фраке и с газетой в руках», «немец  Итак, первый: стереотип всегда при-  очень живучи. Даже если люди не
                     очень пунктуален, он пьёт шнапс и  митивнее, чем реальность (сложный   находят подтверждения распростра-
                     ест галеты», «мексиканец выращива-  процесс в интерпретации стереотипа  нённому мнению, то делается вывод,
                     ет кактусы, делает из них текилу и  может уместиться буквально в       что конкретный случай — лишь
                     носит сомбреро», «китаец ест рис и  несколько слов, которые и становят-  исключение из правил.
                     пьёт зелёный чай», «бразилец играет  ся ключевыми), например, старший    Вообще классификаций стереоти-
                     в футбол и танцует самбу», «японец  всегда прав, белое полнит, мужчины  пов, а также условий их формирую-
                     носит кимоно, пьёт саке и подрезает  не плачут. Второй закон: люди пере-  щих масса! Об этом задумывались
                     миниатюрное дерево до тех пор,     нимают стереотипы от других чле-    ещё древние философы. Именно
                     пока не придёт время делать хараки-  нов общества, а не формируют их   они и стали именовать данное


                                                                                                     ноябрь 2010 |  COSMOLADY  |  91
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96