Page 95 - Cosmo Lady
P. 95

theme_11_2010  24.10.2010  14:24  Page 95





                                                                                                    тема номера




                             огда произносится слово «стереотип», в памяти  горию, считайте, что стереотип стал частью жизни обще-
                   К         голову с раннего детства: «Ты   пионерка.   вероисповедания, национальности, возраста, полов, расы
                             сразу всплывают фразы, вложенные в мою
                                                                         ства и элементом массовой культуры.
                                                                            Стереотипы могут касаться разных сторон культуры:
                             Пионеры не лгут. Нельзя выделяться среди дру-
                             гих. Это нескромно. Нельзя сидеть в транспор-
                                                                         и т. д. Надо ли напоминать о бесчисленных анекдотах,
                             те, когда стоят старшие. Это неуважительно по
                                                                         касающихся расовой или национальной принадлежно-
                             отношению к ним...» Я лгала, конечно, когда в
                     этом была необходимость, выделялась среди других и, что  сти? Чаще всего в них представители разных культур ста-
                                                                         вятся в одинаковую ситуацию или совершают идентич-
                     греха таить, сидела в общественном транспорте, тщатель-  ные поступки. Их реакция на заданные ситуации и
                     но вуалируя свою внимательность. И при этом чувство-  способы решения жизненных задач является своего рода
                     вала всепоглощающую вину за совершённые мною про-   индикатором стереотипных моделей поведения. Вот,
                     ступки. Мне было неловко, но я ничего не могла с собой  например, реплики женщин разных стран, адресованные
                     поделать. Для меня было трудно вписаться в рамки задан-  мужчинам после выполнения супружеских обязанностей:
                     ных правил, кем-то придуманных и навязанных обще-      Жена-американка: «Милый, это было замечательно».
                     ству. Эти правила формировали определённые поведенче-  Жена-француженка: «Mon Cheri, какой ты замечатель-
                     ские стереотипы и, соответственно, общественное     ный любовник!»
                     мнение. Я была вне системы руководства и, разумеется,  Жена-еврейка: «Надо было соглашаться в обмен на шубу».
                     была плохой девочкой. И это тоже был стереотип.        Жена-немка: «Ах, mein Herr, как ты властен, как умел».
                     Позднее, когда я повзрослела, мне стало понятно, что, не  Жена-англичанка: «Ну что, дорогой, теперь тебе
                     будь сформулированных правил, не сложилась бы и     полегчало?»
                     система ценностей. А без системы ценностей наступил бы  Этот пример представляет собой собрание типичных
                     хаос. Поэтому не всё, что навязывает гражданское обще-  этнических стереотипов, сформулированных с характер-
                     ство, подлежит критике и отрицанию. Но всё же мне   ной краткостью.
                     захотелось разобраться подробнее, что такое стереотипы,  Воздействие стереотипов на человеческое сознание
                     и понять, каким образом они формируются и как       чрезвычайно велико. Чтобы понять эти механизмы, сле-
                     влияют на наше сознание.                            дует вновь обратиться к исследованиям Липпмана. Он
                                                                         выделял четыре аспекта стереотипов:
                     Что такое стереотипы?                                  стереотипы всегда проще, чем реальность;
                       Первым этот термин ввёл в разговорную речь амери-    люди приобретают стереотипы, а не формируют их на
                     канский учёный Уолтер Липпман, автор нашумевшей в   основе своего жизненного опыта;
                     своё время книги «Общественное мнение». Липпман        все стереотипы ложны в большей или меньшей степени;
                     считал, что «стереотип — это принятый в исторической   стереотипы очень живучи (даже если они развенчаны,
                     общности образец восприятия, фильтрации и интерпре-  лю ди цепляются за фразу, что исключение подтверждает
                     тации информации при распознавании и узнавании      правило).
                     окружающего мира, основанном на предыдущем соци-       Не надо говорить о том, как часто мы пользуемся
                     альном опыте». Иными словами, это привычка судить о  избитыми штампами. Происходит это оттого, что стерео-
                     мире определёнными в обществе штампами. Он акцен-   типы начинают действовать ещё до того, как включился
                     тировал внимание на социальной стороне стереотипов и  разум. То есть они уже давно сформированы в нашем
                     их значении в общественной жизни. А вот природу рож-  подсознании и живут своей самостоятельной жизнью. Их
                     дения социальных штампов с помощью физиологии       можно обозначить своего рода архетипическими образа-
                     изучал русский выдающийся учёный — академик Павлов.  ми в человеческом уме, которые исключают возможность
                     Он впервые заявил о том, что формированию определён-  личного индивидуального опыта. По сути, мыслить сте-
                     ных стереотипов способствуют однотипные изменения   реотипно — это обобщать. Мы прибегаем к обобщениям,
                     среды в коре головного мозга. По его мнению, «стерео-  чтобы сделать мир проще и понятней. Это подтвержде-
                     типы — это слаженная, уравновешенная система внутрен-  ние первого и второго аспекта Липпмана.
                     них процессов больших полушарий, соответствующая       Любой стереотип формируется при участии эмоцио-
                     внешней системе раздражителей». Словом, если говорить  нального воздействия. У каждого человека эмоциональ-
                     более доступным языком, то в процессе формирования  ная природа различна. Следовательно, и психическая
                     стереотипов основную роль играет память мозга на одно-  реакция на разные события и действия у каждого инди-
                     типные раздражители, которые формируют определённое  видуальна. То, что для одного человека является осново-
                     восприятие картинки мира. И если однотипные раздра-  полагающим, для другого просто составная часть его
                     жители присущи некоторой группе людей, то начинает  жизни. Вот почему и стереотипы не могут быть истинны
                     формироваться общественное мнение. Если же в этой   для каждого. Кроме того, ни один стереотип не может с
                     группе присутствует человек, обладающий харизмой,   максимальной точностью дать оценку происходящему,
                     оформивший свои личные ощущения в отдельную кате-   потому что всегда существуют различные нюансы.


                                                                                                     ноябрь 2010 |  COSMOLADY  |  95
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100