Page 95 - Cosmo Lady
P. 95
theme_11_2010 24.10.2010 14:24 Page 95
тема номера
огда произносится слово «стереотип», в памяти горию, считайте, что стереотип стал частью жизни обще-
К голову с раннего детства: «Ты пионерка. вероисповедания, национальности, возраста, полов, расы
сразу всплывают фразы, вложенные в мою
ства и элементом массовой культуры.
Стереотипы могут касаться разных сторон культуры:
Пионеры не лгут. Нельзя выделяться среди дру-
гих. Это нескромно. Нельзя сидеть в транспор-
и т. д. Надо ли напоминать о бесчисленных анекдотах,
те, когда стоят старшие. Это неуважительно по
касающихся расовой или национальной принадлежно-
отношению к ним...» Я лгала, конечно, когда в
этом была необходимость, выделялась среди других и, что сти? Чаще всего в них представители разных культур ста-
вятся в одинаковую ситуацию или совершают идентич-
греха таить, сидела в общественном транспорте, тщатель- ные поступки. Их реакция на заданные ситуации и
но вуалируя свою внимательность. И при этом чувство- способы решения жизненных задач является своего рода
вала всепоглощающую вину за совершённые мною про- индикатором стереотипных моделей поведения. Вот,
ступки. Мне было неловко, но я ничего не могла с собой например, реплики женщин разных стран, адресованные
поделать. Для меня было трудно вписаться в рамки задан- мужчинам после выполнения супружеских обязанностей:
ных правил, кем-то придуманных и навязанных обще- Жена-американка: «Милый, это было замечательно».
ству. Эти правила формировали определённые поведенче- Жена-француженка: «Mon Cheri, какой ты замечатель-
ские стереотипы и, соответственно, общественное ный любовник!»
мнение. Я была вне системы руководства и, разумеется, Жена-еврейка: «Надо было соглашаться в обмен на шубу».
была плохой девочкой. И это тоже был стереотип. Жена-немка: «Ах, mein Herr, как ты властен, как умел».
Позднее, когда я повзрослела, мне стало понятно, что, не Жена-англичанка: «Ну что, дорогой, теперь тебе
будь сформулированных правил, не сложилась бы и полегчало?»
система ценностей. А без системы ценностей наступил бы Этот пример представляет собой собрание типичных
хаос. Поэтому не всё, что навязывает гражданское обще- этнических стереотипов, сформулированных с характер-
ство, подлежит критике и отрицанию. Но всё же мне ной краткостью.
захотелось разобраться подробнее, что такое стереотипы, Воздействие стереотипов на человеческое сознание
и понять, каким образом они формируются и как чрезвычайно велико. Чтобы понять эти механизмы, сле-
влияют на наше сознание. дует вновь обратиться к исследованиям Липпмана. Он
выделял четыре аспекта стереотипов:
Что такое стереотипы? стереотипы всегда проще, чем реальность;
Первым этот термин ввёл в разговорную речь амери- люди приобретают стереотипы, а не формируют их на
канский учёный Уолтер Липпман, автор нашумевшей в основе своего жизненного опыта;
своё время книги «Общественное мнение». Липпман все стереотипы ложны в большей или меньшей степени;
считал, что «стереотип — это принятый в исторической стереотипы очень живучи (даже если они развенчаны,
общности образец восприятия, фильтрации и интерпре- лю ди цепляются за фразу, что исключение подтверждает
тации информации при распознавании и узнавании правило).
окружающего мира, основанном на предыдущем соци- Не надо говорить о том, как часто мы пользуемся
альном опыте». Иными словами, это привычка судить о избитыми штампами. Происходит это оттого, что стерео-
мире определёнными в обществе штампами. Он акцен- типы начинают действовать ещё до того, как включился
тировал внимание на социальной стороне стереотипов и разум. То есть они уже давно сформированы в нашем
их значении в общественной жизни. А вот природу рож- подсознании и живут своей самостоятельной жизнью. Их
дения социальных штампов с помощью физиологии можно обозначить своего рода архетипическими образа-
изучал русский выдающийся учёный — академик Павлов. ми в человеческом уме, которые исключают возможность
Он впервые заявил о том, что формированию определён- личного индивидуального опыта. По сути, мыслить сте-
ных стереотипов способствуют однотипные изменения реотипно — это обобщать. Мы прибегаем к обобщениям,
среды в коре головного мозга. По его мнению, «стерео- чтобы сделать мир проще и понятней. Это подтвержде-
типы — это слаженная, уравновешенная система внутрен- ние первого и второго аспекта Липпмана.
них процессов больших полушарий, соответствующая Любой стереотип формируется при участии эмоцио-
внешней системе раздражителей». Словом, если говорить нального воздействия. У каждого человека эмоциональ-
более доступным языком, то в процессе формирования ная природа различна. Следовательно, и психическая
стереотипов основную роль играет память мозга на одно- реакция на разные события и действия у каждого инди-
типные раздражители, которые формируют определённое видуальна. То, что для одного человека является осново-
восприятие картинки мира. И если однотипные раздра- полагающим, для другого просто составная часть его
жители присущи некоторой группе людей, то начинает жизни. Вот почему и стереотипы не могут быть истинны
формироваться общественное мнение. Если же в этой для каждого. Кроме того, ни один стереотип не может с
группе присутствует человек, обладающий харизмой, максимальной точностью дать оценку происходящему,
оформивший свои личные ощущения в отдельную кате- потому что всегда существуют различные нюансы.
ноябрь 2010 | COSMOLADY | 95