Page 106 - Cosmo Lady
P. 106

theme_05_2010  25.04.2010  11:36  Page 106




               тема номера




               БОГИНИ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ






               Анастасия Красовская


                 Женщина-путешественница — что может быть более удивительным и необыч-
               ным. Ведь на протяжении тысячелетий общество, независимо от того, было оно
               западным или восточным, предписывало женщине сидеть дома, растить детей,
               хранить очаг, в то время как мужчине полагалось осваивать неосвоенное и позна-
               вать непознанное. И вдруг начиная с XIX века женщина решила изменить привыч-
               ный ход вещей. И наперекор общественному мнению принялась сама осваивать и
               покорять земли, ставить рекорды, открывать неизведанное. И надо заметить, что
               у многих это вопреки прогнозам и насмешкам получалось весьма хорошо. И
               потому мир ныне помнит множество имён женщин-путешественниц, которых
               страсть к перемене мест, жажда новых знаний или просто желание вырваться из
               привычного и рутинного «кухня, дети, церковь» толкали на освоение новых земель
               и покорение новых высот. Вот и мы в свою очередь захотели сегодня ещё раз
               вспомнить о некоторых из них



               Скромная                           в среде духовенства, за детьми свя-  не складывалось. Она не была краса-
               Александра Потанина                щенника закреплялось место в при-   вицей, плюс недюжинный интеллект
                 Для российской молодёжи конца    ходе, и оно могло быть занято или   этой женщины наверняка отпугивал
               XIX века Александра Потанина была  сыном священника, или священни-     среднестатистического провинциаль-
               самым настоящим кумиром. Ещё       ком, который женится на дочери      ного жениха. И вот она вошла в
               бы — первая русская женщина-       покойного настоятеля храма. Но так  возраст, когда на личной жизни в те
               путешест венница, исследовательница  как у старшего брата Валериана уже  времена можно было ставить крест:
               Ки тая, Тибета и Монголии, талант-  был свой приход в Самаре, а млад-  ей было уже тридцать — по меркам
               ливая писательница, первая женщи-  ший Константин не собирался свя-    XIX века это было уже довольно-
               на — член Русского географического  зывать свою жизнь со служением     таки много. Единственной отдуши-
               общества, обладательница золотой   церкви, оставалась Александра, кото-  ной в жизни Александры стала рабо-
               медали за вклад в этнографическую  рой надлежало как можно скорее      та — она была учительницей в
               науку. Удивительная женщина с уди-  выйти замуж и стать матушкой-      женском епархиальном училище в
               вительной судьбой. По идее её      попадьёй при Знаменской церкви в    Нижнем Новгороде.
               жизнь должна была сложиться        Нижнем Новгороде. Место это было      Но тут, как говорится, в жизнь
               совершенно по-другому, куда более  хлебное, и потому сложности с же -  Александры вмешался его величество
               прозаичному сценарию...            нихами не предвиделись.             случай. Младший брат Констан тин за
                 Она родилась в семье православ-     Но тут Александра проявила       бурную политическую деятельность
               ного священника Виктора Нико ла -  характер, решив, что не собирается  был выслан в Вологод скую губер-
               евича Лаврского. И нетрудно дога-  быть довеском к приходу и что луч -  нию. Александра с матерью поехали
               даться, что была воспитана в       ше уж оставаться старой девой, чем  навестить его. Именно в доме
               тра диционных православных добро-  жить без любви. Она уговорила       Константина Александра и познако-
               детелях. Когда ей исполнилось 18   старшего брата Валериана занять     милась с Григорием Потаниным —
               лет, в семье случилось несчастье —  мес то отца, а сама всё же задалась  учёным-этнографом, который, так же
               умер отец. Кажется, смерть отца    мыслью подождать того самого        как и брат Александры, отбывал
               должна была окончательно опреде-   единственного.                      наказание в тех краях.
               лить жизнь Александры. Потому как     Но, к сожалению (или всё-таки к    В скором времени Александра
               по традиции, существовавшей тогда  счастью), с замужеством всё как-то  вернулась в Нижний Новгород, но

               106 |  COSMOLADY  |  май 2010
   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111