Page 119 - Cosmo Lady
P. 119
dosug_02_2011 25.01.2011 16:17 Page 119
досуг
но какая-то... неудобная, что ли. в ссылку, или убрать физически. дополнил эту мысль: «Мы — дети
Гораздо спокойнее поверить Пуш ки - Неважно, чьими руками. Обли чи тель страшных лет России –// Забыть не
ну: Моцарт — воплощение гениально- «немытой России», «страны ра бов, в силах ничего...» Кроме пушкин-
сти, а Сальери — коварный убийца, страны господ» Лермонтов избрал ской светлой гармонии и лермон-
страдающий от недостатка таланта и себе такой же путь, успев сверкнуть товского мятежного демонизма
от того, что все его усилия постичь яркой звездой на небосклоне рус- наследники Золотого века получили
тайны музыки — тщетны. Он сам ской литературы. И если Пушкин — в дар больную совесть отцов. Что
себя разоблачил в известном моноло- «звезда по имени Солнце», то его им было делать с этой ношей?
ге: «...ремесло// Поставил я подножи- младший талантливый современник — Серебряный век русской поэзии,
ем искусству;// Я сделался ремеслен- ско рее ночное светило, мрачное и хронологически совпадающий с
ник: перстам// Придал послушную, загадочное, но от этого не менее началом ХХ века, — это не отдельные
сухую беглость// И верность уху. Зву - притягательное... звёзды, а целые созвездия самобыт-
ки умертвив,// Музыку я разъял, как Пушкин и Лермонтов — цент- ных талантов. Поиски молодыми
труп. Поверил// Я алгеброй гармо- ральные фигуры литературы Золо - дарованиями собственного творче-
нию...» С одной стороны, божественная того века — явления уникального в ского пути приводили к появлению
прелесть творений «безумца, гуляки мировом масштабе: это время рас- разнообразных литературных тече-
праздного» Моцарта, который соз даёт цвета национальной культуры и ний и направлений. Символисты,
свои шедевры так легко, что это кажет- искусства, расцвета на фоне полити- акмеисты, футуристы, имажинисты —
ся игрой. С другой — ежедневный ческого безвременья и реакции, не просто дань моде на декаданс, а
труд во имя высокой цели ре мес лен - душившей всякую живую мысль в попытка услышать голос рождающе-
ника Сальери, труд каторжный, жерт- зародыше... Творчеством поэта-мыс- гося столетия и обозначить в нём
венный, но бессмысленный, ибо лителя Ф. Тютчева Золотая эпоха своё собственное место. (Декадент -
отвергнутый небом. Как тут не возрев- поэзии завершается, но, по сути, ство — от франц. decadence — упадок —
новать, подобно Каину, и не возроп- весь XIX век прошёл под знаком ли - общее название кризисных явлений
тать на высшую несправедливость?! тературы наивысшей пробы. Грибо - в литературе, искусстве и культуре
едов, Некрасов, Толстой, Тургенев, конца XIX — начала XX века. Этим
Души прекрасные порывы... Достоевский, Чехов — каждое имя — термином обозначали также новые
Сам Пушкин был признанным бриллиант в короне русской словес- художественные тенденции, отри-
литературным Моцартом — на всём, ности, неподкупный голос правды. цающие «мещанскую мораль», ака-
к чему прикасалось его перо, — Хрестоматийное некрасовское «Поэ - демизм в искусстве, воспевающие
печать гармонии, свободного духа. том можешь ты не быть, но гражда- красоту как самодовлеющую цен-
Кажется, чтобы написать столько, нином быть обязан» означало преж- ность.) Однако поэзия символистов,
сколько успел он в неполные 37 лет, де всего ответственность писателя хотя и вышла из русла декадентства,
нужно трудиться не покладая рук. перед своим народом. «Поэт в Рос - не сводилась к нему полностью.
Между тем поэт всегда был цените- сии — больше, чем поэт» — извест- Символисты были первыми, кто
лем житейских удовольствий и кра- ная формула Е. Евтушенко приме- сломал классическую форму стиха,
сивых женщин, и на всё у него нима в первую очередь к этим обозначил новые мотивы и темы.
находилось время. Он вполне мог духовным лидерам нации. Это было своеобразное литератур-
повторить вслед за своим литератур- ное бунтарство, но довольно незре-
ным героем: «Нас мало избранных, На рубеже веков лое, подростковое. Что предложить
счастливцев праздных,// Пренебре га - Век девятнадцатый, железный, литературе, кроме символа, который
ю щих презренной пользой». Утили - Воистину жестокий век! «всегда темен в своей последней глу-
тар ности псевдоискусства Пушкин Тобою в мрак ночной, беззвёздный бине», было ещё непонятно. Не до -
противопоставлял свободу творче- Беспечный брошен человек. говорённость, эскизность этой поэ-
ства. За что и заплатил самую высо- ...Двадцатый век... Ещё бездомней, зии, пришедшая на смену стихам
кую цену, сложив голову на дуэли. Ещё страшнее жизни мгла «старой» рациональной школы, была
Даже если согласиться с традицион- (Ещё чернее и огромней вполне закономерна именно на
ной версией о защите чести семьи, Тень Люциферова крыла). рубеже эпох. «Они писали мазками
нельзя не признать выгодность А. Блок, «Два века» и точками, намёками и полутонами
такой смерти для царской власти. Андрей Белый точно сказал о не потому, что им так хотелось и
Неприрученный поэт всегда потен- своём поколении — «дети рубежа». что они были символистами. Сим -
циально опасен, и лучший способ «Мы ни «конец» века, ни «начало» волистом была действительность,
избавиться от страха, что он напи- нового, — объяснял он, — а схватка которая вся была в переходах и бро-
шет нечто зовущее на баррикады, — столетий в душе; мы — ножницы женье, вся что-то скорее значила, не -
вовремя изолировать его, отправив меж столетьями...» Александр Блок же ли составляла, и скорее служила
февраль 2011 | COSMOLADY | 119