Page 119 - Cosmo Lady
P. 119

dosug_02_2011  25.01.2011  16:17  Page 119





                                                                                                                 досуг




                     но какая-то... неудобная, что ли.  в ссылку, или убрать физически.     дополнил эту мысль: «Мы — дети
                     Гораздо спокойнее поверить Пуш ки -  Неважно, чьими руками. Обли чи тель  страшных лет России –// Забыть не
                     ну: Моцарт — воплощение гениально-  «немытой России», «страны ра бов,  в силах ничего...» Кроме пушкин-
                     сти, а Сальери — коварный убийца,  страны господ» Лермонтов избрал     ской светлой гармонии и лермон-
                     страдающий от недостатка таланта и  себе такой же путь, успев сверкнуть  товского мятежного демонизма
                     от того, что все его усилия постичь  яркой звездой на небосклоне рус-  наследники Золотого века получили
                     тайны музыки — тщетны. Он сам      ской литературы. И если Пушкин —    в дар больную совесть отцов. Что
                     себя разоблачил в известном моноло-  «звезда по имени Солнце», то его  им было делать с этой ношей?
                     ге: «...ремесло// Поставил я подножи-  младший талантливый современник —  Серебряный век русской поэзии,
                     ем искусству;// Я сделался ремеслен-  ско рее ночное светило, мрачное и  хронологически совпадающий с
                     ник: перстам// Придал послушную,   загадочное, но от этого не менее    началом ХХ века, — это не отдельные
                     сухую беглость// И верность уху. Зву -  притягательное...              звёзды, а целые созвездия самобыт-
                     ки умертвив,// Музыку я разъял, как  Пушкин и Лермонтов — цент-        ных талантов. Поиски молодыми
                     труп. Поверил// Я алгеброй гармо-  ральные фигуры литературы Золо -    дарованиями собственного творче-
                     нию...» С одной стороны, божественная  того века — явления уникального в  ского пути приводили к появлению
                     прелесть творений «безумца, гуляки  мировом масштабе: это время рас-   разнообразных литературных тече-
                     праздного» Моцарта, который соз даёт  цвета национальной культуры и    ний и направлений. Символисты,
                     свои шедевры так легко, что это кажет-  искусства, расцвета на фоне полити-  акмеисты, футуристы, имажинисты —
                     ся игрой. С другой — ежедневный    ческого безвременья и реакции,      не просто дань моде на декаданс, а
                     труд во имя высокой цели ре мес лен -  душившей всякую живую мысль в   попытка услышать голос рождающе-
                     ника Сальери, труд каторжный, жерт-  зародыше... Творчеством поэта-мыс-  гося столетия и обозначить в нём
                     венный, но бессмысленный, ибо      лителя Ф. Тютчева Золотая эпоха     своё собственное место. (Декадент -
                     отвергнутый небом. Как тут не возрев-  поэзии завершается, но, по сути,  ство — от франц. decadence — упадок —
                     новать, подобно Каину, и не возроп-  весь XIX век прошёл под знаком ли -  общее название кризисных явлений
                     тать на высшую несправедливость?!  тературы наивысшей пробы. Грибо -   в литературе, искусстве и культуре
                                                        едов, Некрасов, Толстой, Тургенев,  конца XIX — начала XX века. Этим
                     Души прекрасные порывы...          Достоевский, Чехов — каждое имя —   термином обозначали также новые
                       Сам Пушкин был признанным        бриллиант в короне русской словес-  художественные тенденции, отри-
                     литературным Моцартом — на всём,   ности, неподкупный голос правды.    цающие «мещанскую мораль», ака-
                     к чему прикасалось его перо, —     Хрестоматийное некрасовское «Поэ -  демизм в искусстве, воспевающие
                     печать гармонии, свободного духа.  том можешь ты не быть, но гражда-   красоту как самодовлеющую цен-
                     Кажется, чтобы написать столько,   нином быть обязан» означало преж-   ность.) Однако поэзия символистов,
                     сколько успел он в неполные 37 лет,  де всего ответственность писателя  хотя и вышла из русла декадентства,
                     нужно трудиться не покладая рук.   перед своим народом. «Поэт в Рос -  не сводилась к нему полностью.
                     Между тем поэт всегда был цените-  сии — больше, чем поэт» — извест-   Символисты были первыми, кто
                     лем житейских удовольствий и кра-  ная формула Е. Евтушенко приме-     сломал классическую форму стиха,
                     сивых женщин, и на всё у него      нима в первую очередь к этим        обозначил новые мотивы и темы.
                     находилось время. Он вполне мог    духовным лидерам нации.             Это было своеобразное литератур-
                     повторить вслед за своим литератур-                                    ное бунтарство, но довольно незре-
                     ным героем: «Нас мало избранных,   На рубеже веков                     лое, подростковое. Что предложить
                     счастливцев праздных,// Пренебре га -  Век девятнадцатый, железный,    литературе, кроме символа, который
                     ю щих презренной пользой». Утили -  Воистину жестокий век!             «всегда темен в своей последней глу-
                     тар ности псевдоискусства Пушкин   Тобою в мрак ночной, беззвёздный    бине», было ещё непонятно. Не до -
                     противопоставлял свободу творче-   Беспечный брошен человек.           говорённость, эскизность этой поэ-
                     ства. За что и заплатил самую высо-  ...Двадцатый век... Ещё бездомней,  зии, пришедшая на смену стихам
                     кую цену, сложив голову на дуэли.  Ещё страшнее жизни мгла             «старой» рациональной школы, была
                     Даже если согласиться с традицион-  (Ещё чернее и огромней             вполне закономерна именно на
                     ной версией о защите чести семьи,  Тень Люциферова крыла).             рубеже эпох. «Они писали мазками
                     нельзя не признать выгодность      А. Блок, «Два века»                 и точками, намёками и полутонами
                     такой смерти для царской власти.     Андрей Белый точно сказал о       не потому, что им так хотелось и
                     Неприрученный поэт всегда потен-   своём поколении — «дети рубежа».    что они были символистами. Сим -
                     циально опасен, и лучший способ    «Мы ни «конец» века, ни «начало»    волистом была действительность,
                     избавиться от страха, что он напи-  нового, — объяснял он, — а схватка  которая вся была в переходах и бро-
                     шет нечто зовущее на баррикады, —  столетий в душе; мы — ножницы       женье, вся что-то скорее значила, не -
                     вовремя изолировать его, отправив  меж столетьями...» Александр Блок   же ли составляла, и скорее служила


                                                                                                    февраль 2011 |  COSMOLADY  |  119
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124