Page 104 - Cosmo Lady
P. 104

theme_05_2011  26.04.2011  15:14  Page 104











                                                                    Обычно разделяются на два основных лагеря: одни жаж-
                                                                    дут красоты и гармонии классических канонов, другие
                                                                    требуют поиска новых форм и актуальной проблематики.
                                                                      Что ж, сложно не согласиться в этой связи со словами
                                                                    Михаила Германа: «В любом искусстве есть свои верши-
                                                                    ны, свои потери, свои открытия и свой салон». Можно
                                                                    лишь добавить, что главное, как говорится, — почувство-
                                                                    вать разницу. Где же вершины? В чём потери? А где начи-
                                                                    нается салон?
                                                                      Изящные искусства издавна являлись атрибутом рос-
                                                                    кошной жизни, привилегией, недоступной другим слоям
                                                                    населения. Только очень богатые люди могли подчерк-
                                                                    нуть свой высокий статус и положение в обществе при-
                                                                    обретением дорогих произведений живописи и скульпту-
                                                                    ры. Это издавна удел королей и аристократов высшего
                                                                    ранга. Ярким примером могут служить коллекции
                                                                    Версальского дворца, Эрмитажа, Лувра, собранные бога-
             Ренуар                                                 тейшими монархами Европы.
                                                                      Однако имеются примеры и обратного порядка. Так,
                                                                    во времена Великой французской революции Лувр, быв-
                                                                    ший до того собственностью французских королей,
                                                                    открывает свои двери для публики в качестве музея. В
                                                                    основу коллекций многих музеев мира нередко положе-
                                                                    ны частные коллекции состоятельных людей, переданные
                                                                    государству. Коллекция президента региональных сетей
                                                                    железных дорог Джона Тейлора Джонстона легла в осно-
                                                                    ву Метрополитен-музея в Нью-Йорке. В России купец
                                                                    Павел Третьяков стал основателем музея, в наши дни
                                                                    известного как Государственная Третьяковская галерея.
                                                                      Сегодня мы имеем открытый доступ к шедеврам вели-
                                                                    ких мастеров изобразительного искусства. Однако в
                                                                    современном мире многое поменялось во взаимоотноше-
                                                                    ниях «зритель — произведение искусства». Зарождение
                                                                    такого явления, как общество потребления, ввело свои
                                                                    коррективы.
                                                                      Попытка остановить коммерциализацию искусства
            Моне
                                                                    была предпринята художниками в 60-70-х годах.
                                                                    Декларация Йозефа Бойса призывала к новому взгляду
                                                                    на искусство — не как на объект, который имеет свою
                                                                    стоимость, а как на действие. Возникают новые формы
                                                                    искусства, такие как перформанс.
                                                                      Тем не менее искусство и по сей день является атри-
                                                                    бутом богатой, роскошной жизни. По-прежнему иметь
                                                                    значительные коллекции могут позволить себе очень бога-
                                                                    тые люди либо корпорации.
                                                                      Сегодня, когда многие слова утратили былую остро-
                                                                    ту, границы некоторых понятий стали размыты, и мно-
                                                                    гое из того, что призвано было служить высоким
                                                                    целям, оказалось в плену у рыночных отношений.
                                                                    (Помните, у Задорнова: «Телевидение имеет большую
                                                                    аудиторию, а должно было бы её окультуривать».) В
                                                                    горнило всепоглощающей системы общества потребле-
                                                                    ния попало и искусство.
                                                                      Мы легко скользим по волнам своих желаний, не
                                                                    затрагивая глубин неприглядной реальности. С широко


               104 |  COSMOLADY  |  май 2011
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109