Page 104 - Cosmo Lady
P. 104
theme_05_2011 26.04.2011 15:14 Page 104
Обычно разделяются на два основных лагеря: одни жаж-
дут красоты и гармонии классических канонов, другие
требуют поиска новых форм и актуальной проблематики.
Что ж, сложно не согласиться в этой связи со словами
Михаила Германа: «В любом искусстве есть свои верши-
ны, свои потери, свои открытия и свой салон». Можно
лишь добавить, что главное, как говорится, — почувство-
вать разницу. Где же вершины? В чём потери? А где начи-
нается салон?
Изящные искусства издавна являлись атрибутом рос-
кошной жизни, привилегией, недоступной другим слоям
населения. Только очень богатые люди могли подчерк-
нуть свой высокий статус и положение в обществе при-
обретением дорогих произведений живописи и скульпту-
ры. Это издавна удел королей и аристократов высшего
ранга. Ярким примером могут служить коллекции
Версальского дворца, Эрмитажа, Лувра, собранные бога-
Ренуар тейшими монархами Европы.
Однако имеются примеры и обратного порядка. Так,
во времена Великой французской революции Лувр, быв-
ший до того собственностью французских королей,
открывает свои двери для публики в качестве музея. В
основу коллекций многих музеев мира нередко положе-
ны частные коллекции состоятельных людей, переданные
государству. Коллекция президента региональных сетей
железных дорог Джона Тейлора Джонстона легла в осно-
ву Метрополитен-музея в Нью-Йорке. В России купец
Павел Третьяков стал основателем музея, в наши дни
известного как Государственная Третьяковская галерея.
Сегодня мы имеем открытый доступ к шедеврам вели-
ких мастеров изобразительного искусства. Однако в
современном мире многое поменялось во взаимоотноше-
ниях «зритель — произведение искусства». Зарождение
такого явления, как общество потребления, ввело свои
коррективы.
Попытка остановить коммерциализацию искусства
Моне
была предпринята художниками в 60-70-х годах.
Декларация Йозефа Бойса призывала к новому взгляду
на искусство — не как на объект, который имеет свою
стоимость, а как на действие. Возникают новые формы
искусства, такие как перформанс.
Тем не менее искусство и по сей день является атри-
бутом богатой, роскошной жизни. По-прежнему иметь
значительные коллекции могут позволить себе очень бога-
тые люди либо корпорации.
Сегодня, когда многие слова утратили былую остро-
ту, границы некоторых понятий стали размыты, и мно-
гое из того, что призвано было служить высоким
целям, оказалось в плену у рыночных отношений.
(Помните, у Задорнова: «Телевидение имеет большую
аудиторию, а должно было бы её окультуривать».) В
горнило всепоглощающей системы общества потребле-
ния попало и искусство.
Мы легко скользим по волнам своих желаний, не
затрагивая глубин неприглядной реальности. С широко
104 | COSMOLADY | май 2011