Page 49 - 04_05_2021
P. 49
business_04-2021 20.04.2021 7:52 Page 49
зис недопрожит, то часто идентичности путаются, и тогда возникает конкуренция
ради конкуренции во взрослом возрасте. То есть различия не осознаются рядом
с другими женщинами. Идентичности спутаны, следовательно, непонятно, за что
конкуренция. Также тут присоединяется вопрос личностных границ: «Где я, а где
другой?», «Это моё, а это мне не принадлежит».
Следующий кризисный период — это подростковый возраст. Здесь снова возни-
кает конкуренция, но задача заключается в отсоединении от образа матери, при-
обретении своей идентичности через формирование своих особенностей, потреб-
ностей и предпочтений. Но мамы часто этого пугаются. Многим не нравится, что
их дочери не похожи на них, одеваются иначе, ведут себя либо вызывающе, либо,
напротив, — слишком скромно, слушают шокирующую музыку, делают пирсинг,
красят, стригут волосы. И вот тут мамы начинают стыдить девочек, пытаясь навя-
зать им свою манеру поведения, то есть делать себе подобную. Это проявление
конкуренции, и если мать выигрывает, буквально забивая дочку критикой, тогда у
девочки будет поломана женская идентичность. И она не будет способна к здоро-
вой конкуренции. У неё не сформируется её «я», здоровая самооценка, доверие к Екатерина Шереметьева,
психолог, гештальтпсихотерапевт
себе и принятие себя. Задача матери — дать понять дочери, что она имеет право (сертифицированный),
быть другой и поступать не так, как мать. Важно дать ей право быть собой. когнитивно-поведенческий терапевт,
специализация «психосоматика»,
«детская психология», «кризисы и травмы»,
«семейные отношения»
Конкуренция только с матерью?
В подростковом возрасте нет, уже начинается конкуренция со сверстницами.
И опять роль матери огромна. Она должна поддерживать дочь, подбадривать, всё
время показывать ей свою любовь и уделять внимание, принимать её.
В чём важность женской идентичности? Какую роль она несёт?
Когда сформирована здоровая женская идентичность, девушка понимает, чего
хочет. Она не бросается за всем подряд, не достигает чужих целей. Она полностью
отдаёт себе отчёт, чего хочет в карьере, в личной жизни, как защитить свои интересы.
Вы говорили, что конкуренция бывает здоровой и токсичной, в чём разница?
Да, здоровая конкуренция — это когда происходит конкуренция, в которой есть
цель. Например, мы видим девушку в красивом платье, нам нравится это платье и
девушка в нём. То есть мы хотим такое или подобное платье. Есть цель. А значит,
мы находим способы, как этого достичь. Но если преобладает токсичная конкурен-
ция, смотря на эту девушку, мы начинаем чувствовать зависть и злость, проговари-
вая себе, какая же она несимпатичная и это платье ей совсем не идёт. Тогда мы
можем конкурировать с этой девушкой, обесценивая её. Но цели нет. Нам просто
эта девушка отвратительна, то бишь происходит конкуренция ради конкуренции.
Она нас разрушает. Любая конкуренция нужна нам для того, чтобы наметить цель
и достичь её. Но если конкуренция токсичная, мы готовы бросаться в бой, который
нам совершенно не нужен. Более того, выигрывая «не наши» бои, мы можем
искать новые, и это постоянный процесс. Он весьма энергозатратный, не приносит
положительного результата и в итоге разрушает жизнь. Либо же мы избегаем любой
конкуренции, никогда не высовываемся и стараемся быть незаметными.
Поэтому очень важно отследить, как сформирована ваша женская идентич-
ность, какая она у вас, и, исходя из этого, определить, какие части нужно
достроить, возможно, укрепить её. В этом случае очень помогают психологи, пси-
хотерапевты. И если вы замечаете, что у вас понижена самооценка, что вы недо-
статочно уверены в себе, боитесь конкурировать либо отрицаете, а возможно,
наоборот, ввязываетесь в любую конкуренцию, вас привлекает сам процесс, тогда
стоит обратиться к специалисту и решить эту задачу.
Беседовала Елена Сукачёва
Instagram: @sheremetieva_official
Facebook: Екатерина Шереметьева
апрель-май 2021 | COSMO LADY | 49