Page 131 - Cosmo Lady
P. 131
dosug_06_2010 26.05.2010 15:47 Page 131
другое кино
существует и другой мир. Её снимки особенные.
Горожане всё чаще обращаются к ней с просьбой сделать
семейные фотографии. Постепенно выясняется, что у
Марии Ларссон настоящий талант фотографа. Но это
совсем не нравится её мужу. Фильм прекрасно костюми-
рованный, да и интересный, на фоне повсеместного увле-
чения фотографией, аналоговой особенно.
Один из хедлайнеров фестиваля — представитель
Великобритании, фильм «Пять минут рая». Режиссёр, прав-
да, немецкий, но какой! Оливер Хиршбигель, пожалуй,
ведущий кинопсихоаналитик. Достаточно вспомнить его
нашумевший «Бункер» о последних днях рейха, где Гитлер
показан не диктатором, не палачом миллионов, а в первую
очередь человеком, человеком нездоровым, нервозным и
слабым. Ещё одна картина режиссёра — «Эксперимент», где
12 обыкновенных людей добровольно становятся на две
недели «заключёнными» тюрьмы, в то время как 8 таких
же добровольцев стают надзирателями. Задача первых —
соблюдать правила тюремного режима; задача вторых —
поддерживать порядок. Человеческая природа берёт своё,
эксперимент выходит из-под контроля: под бесстрастными
взглядами учёных надзиратели начинают упиваться своей
властью, издеваясь над «заключёнными».
Подобные психологические ловушки Хиршбигель рас-
ставляет везде и всюду. Это его призвание — препариро-
вать человеческое естество и вытягивать из его тёмных
уголков самое интересное. Он не пытается эпатировать
публику, в том же «Эксперименте» нет ничего удивитель-
ного — в людях, получивших хоть какую-то власть, так
или иначе включаются диктаторские садистские наклонно-
сти. Вспомните вахтёршу в студенческом общежитии или
в вашем доме, с каким упоением они, бывает, не пропус-
кают ваших гостей или закрывают двери после 11 вечера...
Но Хиршбигель берёт эту человеческую особенность и
изучает её на протяжении двух часов фильма. После тако-
го сеанса психоанализа выходишь выжатым как лимон,
но зато с чётким пониманием человеческой, а значит,
своей природы. В отдельно взятом аспекте, разумеется. В
психотерапевтических способностях Хиршбигеля пере-
плюнул только Михаэль Ханеке. Но Ханеке — живой клас-
сик, столп артхаусного «тяжёлого» кинематографа, в своей
любви покопаться в человеческих мозгах он часто пренеб-
регает художественной ценностью кино как такового. А
вот Хиршбигель никогда не забывает, зачем и, главное,
для кого снимает свои фильмы. Для зрителей. Его карти-
ны понятны, удобоваримы (в хорошем смысле этого
слова), благодаря этому он умудряется достучаться до
гораздо большей аудитории. Последний его фильм —
«Пять минут рая» — интересен уже с синопсиса: в 1975
году 17-летний юноша Алистер Литтл, активист
Ольстерских добровольческих сил, застрелил 19-летнего
Джима Гриффина в его собственном доме. Свидетелем
убийства стал младший брат Джима, Джо Гриффин.
Тридцать лет спустя реабилитированный и перевоспитав-
шийся Алистер вышел из тюрьмы, а Джо по-прежнему
июнь 2010 | COSMOLADY | 131