Page 132 - Cosmo Lady
P. 132
dosug_06_2010 26.05.2010 15:47 Page 132
несёт тяжкий груз преступления, свидетелем которого он за несколько часов. Через несколько часов после ввода
оказался. Согласившись стать участниками телевизионной войск король подписал капитуляцию. Вся война в Дании
передачи, создатели которой хотят устроить их примире- после этого свелась к почти партизанскому сопротивлению.
ние в прямом эфире, двое мужчин впервые встретятся Действие фильма разворачивается в 1944 году в оккупиро-
лицом к лицу не только друг с другом, но и с собствен- ванном Копенгагене. Борцы Сопротивления Пламя и
ной болью, ненавистью и жаждой мести. Цитрон работают под прикрытием, ликвидируя датских
Снова психологизм, замешанный на крови и лимфе, информаторов и занимаясь саботажем. Они беспощадно
снова вопрос внутренней мотивации индивидуума в каж- уничтожают тех, кто связан с нацистами, получая приказы
дом его шаге, ведь даже спустя тридцать лет человек не на ликвидацию от британского командования. По сути это
может избавиться от призраков прошлого. Это только так киллеры, отстреливающие коллабора ционистов. И это луч-
говорится — призраки прошлого, на самом деле память шие киллеры группы сопротивления. Но чем дальше, тем
более телесна. И стыд, и гнев ощущаются на физическом больше они начинают напоминать террористическую груп-
уровне, так, будто всё случилось вчера. Если бы можно пировку — методы те же, несмотря на то, что «война всё
было вырвать с позвоночником мозг, сердце и поджелу- спишет». Но эта романтика терроризма берёт за живое —
дочную, где обычно и возникает ощущение гнева или длинные чёрные плащи, под которыми так удобно прятать
стыда (прислушайтесь к организму), вырвать и заменить автоматы, расстрелы автомобилей на улицах Копенгагена,
новыми органами с новой памятью и новой совестью... отрешённость во взгляде главных героев и вера, настоящая
Но, увы, пока мировая хирургия не может предоставить революционная вера в то, что их ежедневные расстрелы
нам подобных услуг, приходится или жить с тем, что фашистов и «сочувствующих» — это правильно. Это всё
накопилось, или излечить свои ментальные опухоли само- действительно красиво. А жару поддаёт то, что картина
стоятельно. Но это слишком сложно, когда месть даже в снята по реальным событиям, в Копенгагене стоит мону-
XXI веке остаётся священным правом для многих, даже мент Пламени и Цитрону, молодым идеалистам, которые,
граждан демократичной Европы. Снова Хиршбигель бе - коль скоро их родина не смогла дать отпор захватчикам,
рёт историческую тему, обобщённую энциклопедиями и вели свою войну по своим законам.
учебниками по истории, но рассматривает её, пропустив Но самый красивый фильм фестиваля — фильм-откры-
через фильтр времени и «субъективизма». Алистер — убий- тие «Камино» испанского режиссёра Хавьера Фессера.
ца, член террористической организации ОДС — вооружён- Камино — имя десятилетней девочки, сгорающей от рака
ной группировки, боровшейся с Ирландской республи- в одной из больниц в Памплоне. Камино — это ещё и
канской армией. ИРА хотела независимости Ирландии от путь, так это имя переводится с испанского. Девочка по
Великобритании, за что и сражалась с 1916 года, с начала имени Камино проходит свой путь спокойно и уверенно,
гражданской войны. ОДС такой автономии не желала. ведь обладает огромной силой, которой наделены все дети.
Обе силы боролись за независимость Ирландии, каждая — Силой, которая взрослым и не снилась. Камино воспиты-
в своём понимании. Обе считали себя патриотами и на вается в верующей семье, связанной с религиозным обще-
этой основе продолжали свою террористическую деятель- ством «Опус Деи». В семье царит тихий диктат — мать
ность. Впрочем, терроризм — понятие относительное. Но решает всё за других, причём решает так мягко, с любо-
Хиршбигеля не интересуют исторические экскурсы. вью и именем Господа на устах, что поначалу этот диктат
Режиссёр отсекает всё ненужное — политику, войну, тер- почти не замечаешь. Лишь позже из бытовых мелочей
роризм, патриотизм, оставляет только двух человек и складывается картина несчастной семьи: они потеряли
одно убийство. Ну и немного хроники для убедительно- младшего сына, когда тот был ещё младенцем, они поте-
сти. Фактурные Лиам Нисон (убийца) и Джеймс Несбитт ряли старшую дочь, сдав её в монастырь, а средняя — уми-
(брат жертвы) начинают свою психологическую дуэль. рает от рака. Но главный диктатор здесь — Господь Бог,
Причём не столько друг с другом, сколько каждый сам с точнее церковь, возомнившая себя Господом. Священно -
собой. Почему «Пять минут рая»? Момент примирения? служители добры, милы и честны, они желают добра и
Прощение? Зачем? Это было бы слишком банально. Джо, только добра, они готовы причислить Камино к лику свя-
терзаемый жаждой мести, мечтает убить Алистера, а на тых. Но именно они не дают ей быть простой маленькой
слова о том, что убийство — это плохо для него, отвечает: девочкой, которая, как все в её возрасте, хочет играть в
«Плохо для меня? Мои пять минут рая? Как они могут драматическом кружке, хочет пирожных с кремом, а не
быть плохими для меня?» сухого печенья, хочет красивое красное платье, а не сара-
Ещё один фильм об относительности терроризма — фан под горло. И ещё она впервые влюбляется — в маль-
«Пламя и Цитрон», исторический триллер датского про- чика по имени Иисус. Теперь все её молитвы о любви к
изводства, снятый по реальным событиям. Стильно срабо- Иисусу наполняются новым смыслом. За десять месяцев
танная костюмированная история об обратной стороне болезни Камино делают четыре операции, но всё без-
Второй мировой. Точнее об обратной стороне успешно. Прикованная к больничной койке, в своих снах
Сопротивления. 9 апреля 1940 года немецкие войска вошли она улетает на театральную сцену, танцует среди цветов и
в Данию. 9 апреля 1940 года Дания была захвачена. Всего с криком убегает от своего ангела-хранителя, который (весь
132 | COSMOLADY | июнь 2010