Page 107 - Cosmo Lady
P. 107
theme_12_2009 22.11.2009 17:58 Page 107
тема номера
Несмотря на то что в последние годы среди некоторых кинокритиков и появи-
лась некая мода ругать фильмы Эльдара Рязанова, всё же большинство из нас не
представляет себе праздник Нового года без «Карнавальной ночи», «Зигзага
удачи» и, конечно же, «Иронии судьбы». Милые, славные новогодние сказки,
отличительной особенностью которых является отсутствие отрицательных пер-
сонажей (даже дурак Огурцов в «Карнавальной ночи» выглядит скорее забавно,
нежели отрицательно), их давным-давно растащили на цитаты. Кажется, что всё
в этих картинах известно до последних мелочей: каждый жест, каждое слово,
каждая фраза. Правда, о процессе создания этих фильмов мы, к сожалению,
знаем куда меньше. И, на минутку задумавшись об этой несправедливости, сочли
это неправильным — ни по отношению к самим фильмам, ни по отношению к
личности режиссёра. И решили исправить сие положение вещей
«Карнавальная ночь», музыкальной комедии и съёмкам фильма.
или Фильм, которого не должно было быть Но Эльдар всё же не сдавался. Он приводил массу
Этот фильм можно смотреть сотню раз, а может быть, доводов, почему не будет комедийным режиссёром и
и больше — лёгкая комедия о молодости, о любви, о почему не может приступать к съёмке фильма.
празднике с массой весёлых песен и просто прекрасных Последним его аргументом было то, что он срочно
музыкальных номеров, которые, несмотря на то что уезжает в отпуск и у него на руках имеются билеты на
комедии перевалило уже за полвека, популярны и до сих поезд и путёвка. И тут Пырьев сделал ход, которого
пор. Фильм, в котором в роли Леночки Крыловой пре- Рязанов никак не ожидал (и запомнил на всю жизнь).
красно дебютировала юная Людмила Гурченко. В общем, «Покажи», — вкрадчиво попросил Иван Александрович.
безумно живой, динамичный фильм, как говорится, без Рязанов в ту пору плохо знал Пырьева и неосмотритель-
сучка и задоринки. Логично предположить, что и процесс но, можно сказать, по детской наивности вручил ему
создания этой картины был таким же лёгким, как и сам путёвку и билет. Пырьев тут же нажал на кнопку звонка,
фильм. Но вот тут-то мы и ошибаемся. Более того, в кабинет влетел референт. «Сдайте в кассу билет, путёвку
изучая историю создания «Карнавальной ночи», времена- верните обратно, а деньги возвратите ему», — Пырьев
ми кажется, что это просто какое-то чудо, что этот фильм показал на Рязанова. Референт кивнул головой и удалил-
вообще получился, увидел свет, не говоря уже о том, что ся. Всё! Дальше спорить со всемогущим Пырьевым, кото-
стал таким популярным. рый мог навсегда испортить карьеру любому «деятелю
Но давайте обо всём по порядку. Шёл 1956 год. искусства», даже весьма именитому, не то что начинаю-
Рязанов только окончил режиссёрский факультет и видел щему режиссёру, Рязанов не решился. И Эльдару ничего
себя в роли режиссёра, снимающего серьёзное драмати- не оставалось делать, как взяться за написание сценария.
ческое кино, но никак не комедийное. И не известно, как Фильм множество раз сталкивался со всевозможными
бы сложилась его карьера, если бы молодой Эльдар не сложностями. Например, на сегодняшний день нам труд-
попал в «цепкие коготки» всемогущего директора но даже представить себе какую-то другую актрису, кроме
«Мосфильма» Ивана Александровича Пырьева, который, Людмилы Гурченко, в роли Леночки Крыловой. Но, ока-
только увидев Рязанова, сразу же, не задумываясь, пред- зывается, эта роль досталась ей не сразу. Да, она изначаль-
ложил ему снять комедию. В ответ на это Эльдар стал но претендовала на эту роль. Однако на первых пробах
возражать — дескать, кино он хочет снимать серьёзное, «подкачал» непрофессиональный оператор, и Гурченко,
говоря словами Огурцова из «Карнавальной ночи», «не при всей своей красоте и обаянии, в тех кадрах получи-
какую-то там петрушку». Но Пырьев категорично возра- лась полной уродиной. И её «забраковали». Очень долго
жал: «Ты пойми, драмы — у нас их сотни — это все бился Рязанов над проблемой подбора актрисы. И как
умеют. Не будь дураком — делай, что получается и что знать, кто бы оказался в роли главной героини, если бы
доступно немногим». опять не Пырьев, который был большим любителем кра-
Как оказалось, у Пырьева уже и замысел для комедии сивых женщин. Когда по коридору студии мимо него
был готов — неважно, что это были просто весьма раз- проплыла Людмила Гурченко, он, конечно же, сначала
розненные музыкальные номера. Это Ивана Алек - оценил её с точки зрения просто женских форм, а уж
сандровича нисколько не смущало, и он предложил потом вспомнил про загвоздку с главной героиней
Рязанову немедленно приступить к написанию сценария «Карнавальной ночи». В общем, это он привёл
декабрь-январь | COSMOLADY | 107