Page 108 - Cosmo Lady
P. 108
theme_12_2009 22.11.2009 17:58 Page 108
ничтожестве», смог вернуться в съёмочный павильон,
чтобы продолжать съёмки весёлой картины. Кроме того,
можно лишь догадываться, что чувствовал Эльдар, прочи-
тав в газете «Советская культура» заметку одного из
редакторов Кинокомитета, в которой сообщалось, что на
«Мосфильме» по отвратительному сценарию молодой
режиссёр снимает очередную пошлую комедию.
Тем не менее все эти неприятности, жалобы, статьи,
выступления и сплетни послужили для Рязанова своего
рода испытанием на прочность, стартовой площадкой
для того, чтобы закалить свой поначалу весьма мягкий
характер и превратить его в тот самый «рязановский», о
котором потом будут ходить легенды.
Результат был потрясающим — тот же худсовет,
посмотрев готовый фильм, единогласно хвалил картину.
А в первый год выхода фильма — в 1956-м — в киноте-
атрах страны его посмотрели более 45 миллионов зрите-
лей. Когда же Рязанова спустя 50 лет после выхода филь-
ма спросили, как он относится к этой картине, тот с
грустью ответил: «Замысел, по сути, себя не оправдал,
ведь количество дураков, к сожалению, не уменьшилось».
«Зигзаг удачи», или Опять о «палках в колё-
сах», выпивках и открытиях
За вторую новогоднюю сказку Рязанов взялся 12 лет
спустя. К тому времени за спиной известного и признан-
ного режиссёра были и «Гусарская баллада», и «Берегись
автомобиля» и другие известные фильмы.
Правда, о создании этого фильма, несмотря на его
популярность, сегодня известно совсем мало. Даже в
своей книге «Неподведённые итоги» Рязанов «Зигзагу
Гурченко на повторные кинопробы, которые на сей раз удачи» отводит буквально несколько абзацев. Известно,
показали, что для Леночки Крыловой она создана просто что в основу фильма лёг действительный случай, расска-
идеально. занный Рязанову его приятелем, как один сборщик член-
Был в фильме ещё весьма щекотливый момент. Как ских взносов регулярно и тайно занимал деньги у проф-
известно, снятие фильмов — дело довольно-таки дорого- союзной кассы. От сбора взносов до сдачи всей суммы в
стоящее. А в те времена снимались они исключительно районный профсоюз проходило около месяца. Эту щель
на государственные деньги. Рязанов в силу неопытности сборщик и использовал. На собранные деньги он поку-
и перфекционизма — болезни делать всё наилучшим пал облигации трёхпроцентного выигрышного займа.
образом — допускал много «пересъёмки». В результате Если облигации не выигрывали, он их продавал, а деньги
где-то на середине фильма стал намечаться некий перерас- приносил в районную профсоюзную кассу. Если же
ход бюджета. Понятно, что тут же нашлись «доброжела- облигация выигрывала, он брал выигрыш себе, опять-
тели», наклепавшие куда надо жалобу на Эльдара. По таки возвращая нетронутыми деньги членов профсоюза,
этому поводу экстренно собрался худсовет, на котором и всё оставалось шито-крыто. Эта история и послужила
просматривалось то, что было отснято Рязановым. толчком для сюжета. Казус же, на котором построен
Резюме было единогласным и жёстким — «полный кош- «Зигзаг удачи», заключался в том, что человек купил обли-
мар» с рекомендацией как можно быстрее доснять гацию, а на неё пал выигрыш в десять тысяч рублей. А
фильм и забыть о нём, как о страшном сне. Если бы не основную мысль фильма озвучил авторский голос
поддержка всё того же Пырьева, фильм или вообще не Зиновия Герда: «Давно известно, что деньги портят чело-
был бы доснят, или его доделывал бы (или переделывал века. Но отсутствие денег портит его ещё больше!..»
бы) кто-то другой. Но Иван Александрович по-прежнему Эта картина стала открытием для публики талантливо-
верил в Эльдара, и лишь благодаря его защите Рязанов го актёра-самородка Георгия Буркова, человека, решивше-
смог-таки доснять «Карнавальную ночь». го в 32 года сменить юридическую карьеру на актёрскую,
Остаётся только восхищаться силой духа Рязанова, как не имея при этом ни малейшего актёрского образования,
тот, «убеждённый высокими авторитетами в собственном лишь желание и задатки. В фильме он играет ретушёра
108 | COSMOLADY | декабрь-январь