Page 112 - Cosmo Lady
P. 112

theme_05_2011  26.04.2011  15:15  Page 112











                 В таком случае искусство перестаёт нести свою      одежде? Это не столько отсутствие индивидуальности,
                 функцию.                                           сколько её защита». Будешь смеяться, но ёще три года
                 Оно, собственно говоря, уже давно не несёт своей   назад я не имел мобильного телефона. До сегодняшнего
               функции — ни эстетической, ни воспитательной. Оно    дня мне удавалось не быть заложником техногенной
               перестало призывать человека погрузиться в мир эмоцио-  цивилизации, и надеюсь, что по сей день удаётся. Для
               нального, глубинного. В мир, который внешне про-     меня очень важно сохранить монохромные ценности,
               является в закушенной губе или треморе, в хорошем    которые не присущи нынешнему дню.
               смысле этого слова. Искусство на сегодняшний день
               выполняет, как правило, утилитарную функцию.           Ты сказал монохромные ценности?
               Функцию деталей и отделки интерьеров, функцию дизай-   Да. Это примета ушедшего времени, времени, когда
               нерской единицы. Оно призывает к какой-то рефлексии  ценности были другими. Это человечность и искренность.
               чувств, но не к его глубине. Оно стало формой рефлек-  К слову, современное искусство, как правило, лишено
               тирующего самосознания. Не более того. Искусство полу-  искренности. За ярлыком «я так вижу» скрывается неис-
               чило развитие, ориентированное более на фасадность вос-  кренность. За неё прячется тот, кто боится открыть себя
               приятия, чем на глубинность внутреннего космоса. В   для других, рассказать, кто он на самом деле. Мне вспом-
               этом-то и есть девальвация человека в целом. Искусство  нился Марсель Пруст, который не скрывал своей болез-
               должно быть продолжением души, которая соприкасает-  ненности. Даже не болезненности, а открытости боли.
               ся с вечностью. Нынешняя тенденция такова, что искус-  Искренность всегда идёт в унисон... с чувствами. Но их
               ство неспособно проникнуть в вечность. Оно даже не   для начала надо иметь, прежде чем обнажать.
               может соприкоснуться с ней. В лучшем случае оно про-
               никает в утилитарность сегодняшнего концепта дня. Оно  Получается, что современная тенденция приходит на
               никоим образом не претендует на слияние или состояние  помощь тем, кто разучился или не умеет чувствовать?
               выразительности чего-то надмирного. Или, как говорила  Точно. Приходит на смену тенденция симулирования.
               Цветаева, «я предупреждаю вас, что я живу в последний  Во имя избегания того, что так или иначе может уязвить
               раз». Сегодняшнее искусство не предупреждает, что оно  тебя. Опять же, почему эти колоссальные скорости застав-
               живёт в последний раз. Оно манипулирует нами и пара-  ляют художника безостановочно находиться в процессе?
               зитирует на нас. Оно является симулятором. Что это зна-  Что такое творчество для современного участника арт-
               чит? Что оно в лучшем случае симулирует процессы, про-  рынка? Для него это погоня за бесконечным тиражиро-
               исходящие внутри и вокруг человека. И таким образом  ванием модификаций своего продукта. Более того, поня-
               паразитирует на категории эстетического.             тие ниши в искусстве, которое нащупывает современный
                                                                    глашатай арт-рынка, тоже не случайно. Как бы то ни
                 О тебе этого точно не скажешь. Каждая твоя работа  было, они не делают того, что болезненно для тебя. Они
                 несёт интеллектуальный и эмоциональный заряд. И    не делают того, что рождается с закушенной губой, и не
                 всё это при наличии превосходной техники.          делают того, что может породить в их сознании неуве-
                 Да. Я стараюсь, чтобы в работе было всё гармонично.  ренность. Каждый этап работы с полотном чреват мучи-
                 В современном искусстве — изобилие интеллектуализ-  тельным осознанием собственной неуверенности.
               ма. Жутко хочется избежать крайностей и попыток      Неуверенность — одно из основных критериев правиль-
               достать левой рукой правого уха через голову.        ного восприятия того, что делает художник. Если худож-
                                                                    ник ощущает её присутствие, значит, он не толстокожий,
                 Тебе по этому поводу не стоит переживать. У тебя   потому что существует обратная тенденция. Чем более
                 всё получается самопроизвольно благодаря глубо-    художник толстокож, тем дальше он от искусства и, соот-
                 кому внутреннему миру.                             ветственно, тем легче ему принять решение на каждом
                 Об этом очень неловко говорить от первого лица. Так  этапе созидания. А это неправильно.
               же не ловко, как сказать о себе, что я хороший человек. Ска -
               титься в моветон здесь гораздо проще, чем на шоу Савика  То есть ты становишься хорошим пиарщиком, но
               Шустера, где каждый бьёт себя кулаком в грудь и хулит  плохим художником?
               оппонента. Я просто понимаю, чем надо дорожить. И пре-  Да, становишься так или иначе плохой личностью,
               красно осознаю, что я не современный художник и вообще  неглубокой, мелкой, той, которая борется за результат
               не современный человек. У меня даже нет в доме ком -  своего конечного продукта. Результатом является, без-
               пьютера, и я не умею пользоваться «Фотошопом», «Вор -  условно, контекст конечного позиционирования и про-
               дом» и прочими атрибутами виртуальной действительности.  движения на арт-рынке. Современный человек поставлен
                                                                    в такие рамки, когда ему необходимо позиционировать-
                 Думаю, ты таким образом тщательно оберегаешь       ся, когда надо показать одну, вторую, третью броскую
                 свой внутренний мир.                               грань, которая бы приманила потребителя и позволила
                 Именно так. Как говорится: «Что есть серый цвет в  бы сориентировать его на глянец. Современный потреби-


               112 |  COSMOLADY  |  май 2011
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117