Page 113 - Cosmo Lady
P. 113

theme_05_2011  26.04.2011  15:15  Page 113






































                     тель не способен находиться наедине с вещами, которые  грань, за которую вернуться уже невозможно. И тогда
                     могут повергнуть его в состояние трепета, не говоря о  происходят непоправимые события, такие как с
                     страхе. Человек не склонен иметь перед глазами нечто, с  Цветаевой. Может, всё-таки лучше вовремя закрыть-
                     чем ему будет о чём помолчать. В этом характерность    ся? Пусть сработает инстинкт самосохранения?
                     сегодняшнего потребителя. Он избегает состояний, когда  Понимаешь, у неё, скорее всего, был большой надрыв,
                     ему есть о чём помолчать. Ему постоянно нужен эффект  свойственный русской поэтической традиции. На эту
                     болтовни, разговора. Так же и художник. Он беспрестан-  тему у Иосифа Бродского есть слова: «Что сказать мне о
                     но делает, делает, делает, а когда останавливается, то имеет  жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую
                     риск вскрыть и обнажить ту пустоту, от которой он в  солидарность. Но пока мне рот вы не забили глиной, из
                     рабочем процессе стремился убежать. Каждая остановка  него раздаваться будет лишь благодарность». О чём я? Я
                     чревата осознанием своей пустоты.                   о таком благодарном восприятии неприемлемого мира. В
                                                                         чём оно заключается? В способности быть единовременно
                       Тебе не кажется, что такое восприятие жизни опас-  и как стебель, и как сталь. Опять-таки, продолжая тради-
                       но? Тот, кто так глубоко чувствует, не в состоянии  цию русской поэзии: «В жизни, где мы так мало можем...
                       противостоять жизненным трудностям и рано ухо-    шоколадом лечить печаль и смеяться в лицо прохожим!»
                       дит из этого мира. Этим людям очень тяжело жить.  Сочетать в себе эту колоссальную открытость, уязвимость
                       У нас есть выбор. Современный человек, конечно,   и способность лёгкости бытия, которая, в сущности, и
                     пытается защитить себя и бежит от чувств, как от чумы.  отличает тебя от современного человека, стремящегося
                     Для него уязвимость — путь в никуда. Но что такое чело-  только к успеху. Нет. Закрываться нельзя.
                     век искусства? Это сверхчувствительный человек, который
                     должен остаться уязвимым. Иначе он ничего стоящего не  Искусство в переводе с греческого — «мастерство, уме-
                     создаст. Если ты решил, что хочешь посвятить себя твор-  ние». А может, оно произошло от слова «искушать»?
                     честву, то должен остаться уязвимым. Это может иметь   Искушение потусторонностью.
                     последствия? Безусловно, да. Однако это тот случай, когда
                     клетка пошла искать птицу. Жизнь пошла искать худож-   Да. Помнишь: «Но не введи нас во искушение, но
                     ника. В конце концов, как говорила Цветаева, «жизнь —  избави нас от лукавого»? Почему-то вспомнился
                     это место, где нельзя жить». Художник должен чувство-  иудаизм, у них нет в традиции поклонения иконам
                     вать так же. Для него жизнь обнажает пасть при первой  или другим предметам видимого искусства. Это
                     же встрече с нею. Оптимизм для человека искусства не   запрещено. В их понимании — это поклонение идо-
                     просто банален, примитивен, он ещё и бесчеловечен.     лам. Что ты думаешь по этому поводу?
                     Человек искусства в большей степени может выразить     Мне тяжело это комментировать, поскольку это другое
                     открытость боли и построить на этой внутренней откры-  вероисповедание. Я скорее адепт того состояния искус-
                     тости свой внутренний космос. Он, открываясь, начнёт  ства, которое открывает метафизические горизонты. И
                     притягивать, словно магнит, к себе единомышленников.  они гораздо шире любой отдельно взятой религиозной
                                                                         доктрины. Именно поэтому я не хотел бы замыкаться на
                       Но часто случается так, что люди, обнажив свои чув-  религиозных концептах иудаизма, христианства, буддиз-
                       ства, единомышленников не находят! Пройдена та    ма или того же индуизма по одной простой причине.

                                                                                                       май 2011 |  COSMOLADY  |  113
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118