Page 111 - Cosmo Lady
P. 111
theme_05_2011 26.04.2011 15:15 Page 111
тема номера
Дмитрий, дай своё определение понятию нельзя было создать наспех. Они требовали глубокого
«искусство»? изучения разных аспектов жизни человека. А сегодня, в
Я рассматриваю искусство как часть метафизики. эпоху больших скоростей, на это нет времени. Надо ско-
рее что-то сделать, чтобы можно было быстро продать.
Объясни, не понимаю. Я воспринимаю искусство
как культурную деятельность, удовлетворяющую Ты пытаешься в своих работах сохранить про-
стремление человека к чему-то прекрасному. шлые традиции?
Метафизика — это то, что вне контекста физических Да. Я пытаюсь поймать за хвост то, что сегодня упус-
явлений, это в некоторой степени звонки инобытия. кают художники. Остановиться самому и заставить это сде-
То, что больше чувствуется, чем осознаётся. Мне поче- лать других, чтобы проникнуть в глубинный смысл вещей.
му-то на ум приходит определение не по теме искус-
ства. Когда-то один человек сказал мне, что артрит — Думаешь, что причина в динамичности развития
это потустороннее чувство локтя. Вот и для меня искус- об щества и спешке?
ство — это потустороннее чувство локтя. Некая в своём Да. Все действительно спешат, а при колоссальной
роде невидимая опора, позволяющая чувствовать свою спешке ты не можешь погрузиться в себя. Более того, не
жизнь наполненной и осмысленной. Эта опора даёт можешь лепить себя. Всё это требует времени. И это про-
человеку возможность обладать конкретным запоми- тивоположно тенденции эпатажа, броскости, фасадности,
нающимся лицом, а не стандартным выражением. которые свойственны сегодняшнему дню.
Человек за свой век успевает поговорить с жизнью на
одном, доступном только ему языке и позволяет душе Я тоже размышляла над этим. Мне кажется, что
приобрести некие смертные черты. искусство подменяется какой-то дешёвой поддел-
кой. А нам пытаются рассказать, что это прекрас-
Я бы хотела, чтобы душа приобретала бессмерт- но. Новая тенденция позволяет художнику отобра-
ные черты. жать только свой индивидуальный внутренний
Она и так бессмертна. Но для того чтобы жить на мир, а не мир вокруг себя, но порой в этих работах
земле, ей надо каким-то образом тоже стать земной. Мне я никакого внутреннего мира отыскать не могу. А
кажется, что у человека всё должно быть согласованно как ты относишься к этой тенденции?
внутри. Это тот случай, когда смертность здесь — это пер- С моей точки зрения, это лозунги девальвирующего
вый шаг к бессмертию там. Эта трансфигурация и делает сознания. Это лозунги пустоты, клишированной их внут-
искусство крайне значимым, как инструмент. Вот у меня ренним космосом.
наконец и сформировалось определение понятию «искус-
ство». Для меня это зрелище внутри. Мне непонятно, как можно формировать твой внут-
ренний мир, если ты игнорируешь то, что происхо-
Вместе с эволюцией социальных норм и оценок дит вокруг.
современное искусство получило право называться Давай мы с тобой проследим, откуда корни у этой
деятельностью, направленной на создание эстети- тенденции. На самом деле такой взгляд на вещи в
чески выразительных форм. Ты согласен с этим? искусстве скорее является следствием характерной черты
В общем — да. Главное, чтобы эти выразительные современного искусства, которое заключается в том, что
формы не подменяли высокое искусство беллетристикой, оно исключает сегодняшний день как аспект пре-
а оценки позволяли отличить высокое искусство от пре- емственности дня вчерашнего. Таким образом, можно
тенциозной субкультуры, претендующей на высокий ста- исключить знания античности, эпохи Возрождения,
тус, но его не заслужившей. которая подразумевает усвоить академические каноны. В
сущности, подобное мировосприятие пытается завуали-
То есть искусство должно эстетически воспри- ровать возникшую брешь ущербности и аргументиро-
ниматься? вать право на жизнь такого направления в искусстве.
Оно должно исходить из критериев эстетики. Как пра- Это попытка увести зрителя в мир вещей, которому
вило, на сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что несвойственно содержание.
под эстетикой очень часто скрывается некий эстетический
произвол, который тщательно камуфлируется. Если Я бы сказала, что таким образом доказывается
вспомнить Кустодия, приходит на ум его цитата о том, право на отсутствие духовности.
что за бесконечной полифонией оттенков, мазков скры- Абсолютно верно. В отличие от эпохи Возрождения в
вается в первую очередь неумение рисовать и элементар- таком псевдоискусстве нет внутреннего мира индивида,
ное незнание академического подхода, незнание в боль- нет внутреннего космоса. В нём отсутствует ипостась кра-
шинстве случаев анатомии, пластики. Посмотри на соты. Оно декларирует ипостась моды. В нём присутству-
мастеров эпохи Высокого Возрождения. Такие шедевры ет некий эффект бабочки, то есть временности.
май 2011 | COSMOLADY | 111