Page 111 - Cosmo Lady
P. 111

theme_05_2011  26.04.2011  15:15  Page 111





                                                                                                    тема номера




                       Дмитрий, дай своё определение понятию             нельзя было создать наспех. Они требовали глубокого
                       «искусство»?                                      изучения разных аспектов жизни человека. А сегодня, в
                       Я рассматриваю искусство как часть метафизики.    эпоху больших скоростей, на это нет времени. Надо ско-
                                                                         рее что-то сделать, чтобы можно было быстро продать.
                       Объясни, не понимаю. Я воспринимаю искусство
                       как культурную деятельность, удовлетворяющую         Ты пытаешься в своих работах сохранить про-
                       стремление человека к чему-то прекрасному.           шлые традиции?
                       Метафизика — это то, что вне контекста физических    Да. Я пытаюсь поймать за хвост то, что сегодня упус-
                     явлений, это в некоторой степени звонки инобытия.   кают художники. Остановиться самому и заставить это сде-
                     То, что больше чувствуется, чем осознаётся. Мне поче-  лать других, чтобы проникнуть в глубинный смысл вещей.
                     му-то на ум приходит определение не по теме искус-
                     ства. Когда-то один человек сказал мне, что артрит —   Думаешь, что причина в динамичности развития
                     это потустороннее чувство локтя. Вот и для меня искус-  об щества и спешке?
                     ство — это потустороннее чувство локтя. Некая в своём  Да. Все действительно спешат, а при колоссальной
                     роде невидимая опора, позволяющая чувствовать свою  спешке ты не можешь погрузиться в себя. Более того, не
                     жизнь наполненной и осмысленной. Эта опора даёт     можешь лепить себя. Всё это требует времени. И это про-
                     человеку возможность обладать конкретным запоми-    тивоположно тенденции эпатажа, броскости, фасадности,
                     нающимся лицом, а не стандартным выражением.        которые свойственны сегодняшнему дню.
                     Человек за свой век успевает поговорить с жизнью на
                     одном, доступном только ему языке и позволяет душе     Я тоже размышляла над этим. Мне кажется, что
                     приобрести некие смертные черты.                       искусство подменяется какой-то дешёвой поддел-
                                                                            кой. А нам пытаются рассказать, что это прекрас-
                       Я бы хотела, чтобы душа приобретала бессмерт-        но. Новая тенденция позволяет художнику отобра-
                       ные черты.                                           жать только свой индивидуальный внутренний
                       Она и так бессмертна. Но для того чтобы жить на      мир, а не мир вокруг себя, но порой в этих работах
                     земле, ей надо каким-то образом тоже стать земной. Мне  я никакого внутреннего мира отыскать не могу. А
                     кажется, что у человека всё должно быть согласованно   как ты относишься к этой тенденции?
                     внутри. Это тот случай, когда смертность здесь — это пер-  С моей точки зрения, это лозунги девальвирующего
                     вый шаг к бессмертию там. Эта трансфигурация и делает  сознания. Это лозунги пустоты, клишированной их внут-
                     искусство крайне значимым, как инструмент. Вот у меня  ренним космосом.
                     наконец и сформировалось определение понятию «искус-
                     ство». Для меня это зрелище внутри.                    Мне непонятно, как можно формировать твой внут-
                                                                            ренний мир, если ты игнорируешь то, что происхо-
                       Вместе с эволюцией социальных норм и оценок          дит вокруг.
                       современное искусство получило право называться      Давай мы с тобой проследим, откуда корни у этой
                       деятельностью, направленной на создание эстети-   тенденции. На самом деле такой взгляд на вещи в
                       чески выразительных форм. Ты согласен с этим?     искусстве скорее является следствием характерной черты
                       В общем — да. Главное, чтобы эти выразительные    современного искусства, которое заключается в том, что
                     формы не подменяли высокое искусство беллетристикой,  оно исключает сегодняшний день как аспект пре-
                     а оценки позволяли отличить высокое искусство от пре-  емственности дня вчерашнего. Таким образом, можно
                     тенциозной субкультуры, претендующей на высокий ста-  исключить знания античности, эпохи Возрождения,
                     тус, но его не заслужившей.                         которая подразумевает усвоить академические каноны. В
                                                                         сущности, подобное мировосприятие пытается завуали-
                       То есть искусство должно эстетически воспри-      ровать возникшую брешь ущербности и аргументиро-
                       ниматься?                                         вать право на жизнь такого направления в искусстве.
                       Оно должно исходить из критериев эстетики. Как пра-  Это попытка увести зрителя в мир вещей, которому
                     вило, на сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что  несвойственно содержание.
                     под эстетикой очень часто скрывается некий эстетический
                     произвол, который тщательно камуфлируется. Если        Я бы сказала, что таким образом доказывается
                     вспомнить Кустодия, приходит на ум его цитата о том,   право на отсутствие духовности.
                     что за бесконечной полифонией оттенков, мазков скры-   Абсолютно верно. В отличие от эпохи Возрождения в
                     вается в первую очередь неумение рисовать и элементар-  таком псевдоискусстве нет внутреннего мира индивида,
                     ное незнание академического подхода, незнание в боль-  нет внутреннего космоса. В нём отсутствует ипостась кра-
                     шинстве случаев анатомии, пластики. Посмотри на     соты. Оно декларирует ипостась моды. В нём присутству-
                     мастеров эпохи Высокого Возрождения. Такие шедевры  ет некий эффект бабочки, то есть временности.


                                                                                                       май 2011 |  COSMOLADY  |  111
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116